2) исторический принцип развития невротических расстройств;
3) принцип взаимной интеракции нарушенной и ненарушенной психической деятельности;
4) применение принципа психологической связи по отношению к терапевтической связи.
2. Вытекающих из специфики человеческого обучения:
1) принцип деятельности, находящий свое выражение в активности человеческого обучения;
2) его психосоциальный характер;
3) его рационально-когнитивный характер;
4) особые возможности специфического применения некоторых общих принципов обучения и
обусловливания, например принцип подкрепления, интерференции или инкубации.
Для устранения страхов Кондашом предложен модифицированный метод систематической
десенсибилизации в виде групповых занятий. Автор рекомендует учитывать при воспроизведении
ситуаций, вызывающих страх, также действительные события, имевшие место в жизни пациента; такое
развитие метода позволило создать прием, названный им реагирующей десентизацией. Кондашом
разработаны приемы для устранения тиков и коррекции дислекции. Приведенные выше принципы
были использованы также для повышения эффективности восстановительной терапии и реабилитации.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Long-term Psychotherapy). Психодинамический
психотерапевтический процесс. О Д. п. можно говорить, когда курс лечения превышает 40-50 сеансов.
Длительное лечение, по сути, не имеет фиксированного конца, часто курс психодинамической
психотерапии длится несколько лет. Продолжительность лечения зависит от числа конфликтных зон,
которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса. Психотерапевтические занятия обычно
проводят два-три раза в неделю (в отличие от одного сеанса в неделю при краткосрочной
психодинамической психотерапии (Brief Psychodynamic Psychotherapy)). Частые встречи с пациентом
позволяют врачу глубже проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию
переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. Д. п. сосредоточивает
внимание на разделяемом с психотерапевтом прошлом пациента (в то время как краткосрочная
психодинамическая психотерапия сфокусирована на главном конфликте и в большей степени опирается
на способность самого пациента делать обобщения и применять на практике то, что было достигнуто в
ходе психотерапевтической работы). По мере углубления взаимопонимания между пациентом и
психотерапевтом расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутренние
бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что
позволяет в конце концов завершить процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J.,
Sonnenberg S.M., Lazar S.G., 1992) выделяют следующие критерии завершения психодинамической
психотерапии. Пациент: 1) чувствует ослабление симптомов, симптомы воспринимаются как нечто
чуждое; 2) осознает свои характерные защитные механизмы; 3) способен понять и признать свои
типичные реакции переноса; 4) продолжает самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних
конфликтов. В идеальном случае вопрос о завершении лечения поднимает сам пациент, однако его
может поставить и психотерапевт, анализируя рассуждения и переживания пациента по этому поводу.
Дата завершения лечения устанавливается по взаимному согласию психотерапевта и пациента за
несколько месяцев, а иногда и за полгода.
ДУБЛИРОВАНИЕ. Одна из основных техник психодрамы.
Д. означает, что другой человек
(обычно ведущий группу или котерапевт) выступает в качестве дубля на месте протагониста (главного
действующего лица) и выражает его чувства. Дублер говорит то, что сам протагонист в данной
ситуации высказать не может или не осмеливается. Он стремится быть «внутренним голосом»,
вскрывать тайные мысли, чувства и желания. Необходимо отстраниться от своих собственных
потребностей, чувств и представлений и непредубежденно вчувствоваться в протагониста и его
ситуацию.
Роль дублера довольно сложна. Он должен понимать все то, что не договаривает протагонист.
При этом необходимо быть «вовлеченным участником», а не «профессиональным наблюдателем».
Д. основывается на представлении Морено (Moreno J. L.) о закономерностях развития ребенка. В
самом раннем возрасте, в рамках первого переживания мира, еще нет дифференциации между «Я» и
«Ты». Ребенок не воспринимает мать в качестве «Ты», а ее заботу о себе в качестве ее действий. Мать
часть или продолжение самого себя. Она угадывает потребности и исполняет действия ребенка,
|