которые он сам совершить еще не может. В результате ребенок как бы управляет миром по своему
желанию. После того как в раннем детстве собственный мир расщепляется на реальность и фантазию,
человек вытесняет или подавляет свои переживания.
Дублирующий протагониста человек так же воспринимается протагонистом в качестве «Я», как и
мать новорожденным. Любое замечание дублера, соответствующее миру протагониста, и которое дубль
способен выразить лучше его, воспринимается последним как собственный внутренний голос, или, по
аналогии с оказанием помощи матерью, как продолжение самого себя. Поэтому протагонист не
оказывает сопротивления верным высказываниям дублера, а принимает их и развивает в собственном
диалоге.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПО МИДДЕНДОРФ. Техника дыхательной терапии и
дыхательной педагогики, развитая немецким ученым Миддендорф (Middendorf I.). Как учение о дыхании
имеет также название «познаваемое дыхание». Миддендорф говорит о том, что «дыхание выполняет
жизненно важную функцию. Через наше дыхание мы можем познать наше тело. Дыхание можно познать
и прочувствовать. Его трудно передать словами». Миддендорф (род. в 1910) основала в 1965 г. Институт
дыхательной терапии и дыхательных занятий в Берлине. Институт существует по сей день под
названием «Институт познаваемого дыхания Илзе Миддендорф» и проводит курсы обучения мастерству
терапевта познаваемого дыхания.
В основу метода положена тесная связь жизни и дыхания. Без дыхания жизнь затухает спустя
всего несколько минут. Процесс дыхания, т. е. психологическая часть дыхания, вполне объясним и
основательно изучен. Само же дыхание, непосредственно связанный с жизнью феномен, является самой
неотъемлемой частью соматических процессов у человека. Если дыхание осознанно чувствуется и
изучается, оно может стать путеводной нитью к лучшему восприятию самого себя, владению собой,
пробудит собственные целительные силы и поможет стать открытым для трансперсональных
переживаний.
В развитии сознания человека дыхание занимает центральное и выдающееся место. Культурам
высокоразвитых цивилизаций (например, в Древней Греции) было известно его глубинное действие и
значение. Такие понятия, как «пневма» или «одем» (дыхание, дуновение), имели отношение не только к
дыханию, но и к духовной сфере. Многие духовные учения и йога рассматривают дыхание в той или
иной степени как посредник.
Исходя из того, что кроме дыхания у организма нет более чувствительной к изменениям функции,
Миддендорф выделяет следующие психофизиологические процессы дыхания: 1) механически
происходит взаимодействие между дыхательными движениями и многочисленными органами тела и их
функциями; 2) благодаря динамической циркуляции дыхательные движения тесно связаны с сердцем, а
также с легкими и большим кругом кровообращения; 3) химически через дыхание осуществляется
снабжение организма кислородом, поддерживается уровень углекислого газа, концентрация ионов, т.е.
обмен веществ полностью; 4) нервно-рефлекторно действует дыхание на органы и их функции через
нервные сплетения; 5) глубинно действующее влияние моторики органов осуществляется через
центральную нервную систему, и прежде всего через моторику дыхания. Оно основывается на
процессах, происходящих в большом мозге и в сознании человека, а значит, в его сфере чувств и
переживаний.
По Миддендорф, различаются 3 вида дыхания: неосознанное (бессознательное) дыхание,
желаемое дыхание и познаваемое дыхание. Долгое время в психотерапии использовались, как правило,
две возможности: 1) дыхание, или дыхательные движения во время сеанса терапии оставались для
пациента полностью неосознанными; 2) дыхание осуществляется осознанно с помощью воли и
понимания, оно сознательно меняется в соответствии с поставленной задачей («дыхательные техники»,
например аутогенная тренировка, хатха-йога).
Миддендорф развила представление о третьем виде дыхания «познаваемом дыхании», будучи
воодушевленной работой голландца Фиенинга (Veening С.). Эта форма дыхания, практикуемая и
преподаваемая во многих заведениях, предоставляет ищущему человеку возможность самопознания.
Подобное познаваемое дыхание «допускается», но не осуществляется намеренно. Это означает, что
пациент вначале с помощью психотерапевта знакомится со своим дыханием, познавая собственное
дыхание как учитель, а затем может уже самостоятельно «обрести себя и исцелить». Самоотверженно и
|