внимательно воспитывается способность к телесному восприятию, которое потом развивается в
осознание своих ощущений. Внутренний мир становится шире, и мы можем жить более полной,
цельной жизнью, охватывая тело, дух и внутренний мир.
При работе с познаваемым дыханием используется тот факт, что между телом и психикой может
быть познана и прочувствована прямая связь. Тем самым пробуждаются целительные внутренние силы
(«внутренний доктор»), которые могут развиваться все больше и больше. Это заметно влияет на весь
облик пациента. Так внутреннее состояние определяет внешнее. Осознание собственной личности
действует укрепляюще, и мы лучше справляемся с повседневными делами. Отношения с другими
людьми оживают, приобретают более спонтанный и лишенный страхов характер. Дыхание становится
осознанно проживаемой жизнью.
_Пути и цели дыхательной работы._ Тот, кто тренируется, открывает (заново) свои возможности
творчески подходить к повседневным делам, жить радостно и осознанно работать. Путь
познаваемого дыхания в этом свете является первичным движением к самопознанию и самораскрытию,
где поддерживается баланс, включаются условия и осуществляется излечение болезни. Болезни могут
побудить человека обратиться к дыхательной терапии. Дыхательная терапия тем не менее лечит не
«болезни», а человека во всех его проявлениях. Дыхание также стабилизирует и гармонизирует так
называемого «здорового» человека на психическом и физическом уровне, увеличивая способность
сопротивляться болезням. Если основы здорового, естественного существования, ориентированного на
конкретного индивидуума, в дальнейшем соблюдаются, острые заболевания будут возникать все реже и
реже, а хронические излечатся.
_Педагогическая и терапевтическая работа._ В начале дыхательная деятельность сообщает
тренирующемуся способность открыть неиспользуемые раньше силы и развить их в себе дальше. Таким
образом, пациент больше не устает так быстро и так часто, как раньше, а при большой нагрузке остается
спокойным и уравновешенным. Он лучше и более осознанно познает свой внутренний и внешний мир.
Если пациент хочет сделать еще один шаг вперед к этому решению может прийти только он сам,
он почувствует, что должен все меньше идентифицировать себя с невротическими аспектами своей
жизни для того, чтобы постепенно утратить силу суггестии. Терапевтическая цель заключается в том,
чтобы добраться как до внешнего проявления человека, так и до его личных переживаний. Человек
учится свободнее располагать познаваемым дыханием и возможностями его выражения. При этом
может преодолеваться какой-либо аспект. Интеграционные силы дыхания настолько велики, что
пациент с течением терапии или работы может узнать состояние, которое позволяет ему распознать, как
преувеличенная идентификация с его внешней личностью мешает этому состоянию. Он учится
созерцать себя и свои дела, не оценивая и не комментируя их, а затем может решить избавиться от
каких-либо привычек в своей жизни или продолжать так жить дальше. Познаваемое дыхание это
новый путь, формирующийся через познание. По Миддендорф, в основе познаваемого дыхания нет ни
четко определенного образа мира или человека, ни определенной психологической теории. При работе
с познаваемым дыханием мы узнаем и чувствуем, что потребности и мнения «внешней личности»
это еще не все. Чем больше зреет это понимание, тем влиятельнее и все более всеохватывающим
становится свое «Я». Внешняя личность, со всеми ее желаниями, силами и проблемами, остается,
однако она больше не является определяющей. Требование к удовлетворению жизненных потребностей
также остается, но ограничивается действие навязчивого невротического характера, и в конце концов
оно может вообще перестать быть определяющим.
_Трансперсональные аспекты познаваемого дыхания._ В западных психологических учениях
научные знания о познаваемом дыхании трактуются обычно как «трансперсональная психология».
Благодаря своим трансперсональным и трансформирующим аспектам познаваемое дыхание может быть
причислено к духовным психологическим учениям интегральной йоги Шри Ауробиндо и Мира
Альфассас к йоге Трансформации. Д. т. п. М. применяется для повышения работоспособности и
качества труда в разнообразных профессиональных группах: певцов, музыкантов, актеров, танцоров,
педагогов, ораторов, а также представителей «сидячих» профессий (например, секретарей). Терапевт
познаваемого дыхания и его поведение по отношению к пациенту представляются, по Миддендорф,
следующим образом. Как правило, терапевт понимается как «целитель». Греческий глагол «therapeuein»,
от которого образовано современное слово «терапевт», означает «лечить, ухаживать, почитать,
|