сопровождать» и только потом «исцелять». Таким образом, терапевт в большей мере «слуга» и
сопровождающий в процессе дыхания пациента. Но он и учитель, так как обучает пациента
упражнениям, позволяющим достичь определенных познаний в дыхании. Исходя из этого, он действует
исцеляюще и одновременно занимается преподаванием.
_Ж_
ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА (token economy). Направлена на создание условного подкрепления,
необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведения пациента.
Теоретической основой методики является модель оперантного обусловливания Скиннера
(Skinner В. F.). Пациент, ведущий себя требуемым образом, получает специальные жетоны, которые
может далее обменивать на определенные льготы.
Методику предложили Айллон (Ayllon T.) и Азрин (Azrin N. Н.) в 1968 г. Она наиболее
эффективна при лечении пациентов с хроническими нарушениями психики, содействует успеху
реабилитации пациентов.
_З_
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА. З. о. п. представляет собой довольно
распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство
пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся
взаимоотношений с
психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и
противодействие контролю и давлению, а с другой поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового
человека баланс потребностей в независимостизависимости в процессе социализации претерпевает
изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у
любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни,
независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых
опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все
более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую
зависимость как черту характера.
В психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с таким типом поведения,
когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от
психотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не работает с ним,
стремится избежать расставания, а не достигнуть независимости (Lower R. В., 1967).
Согласно психоаналитическим представлениям, зависимость является проявлением
посредничества «Я» в интрапсихическом конфликте, выражением сопротивления и защиты. Эта
зависимость проистекает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных
требований в период оральной фазы психосексуального развития, а также из переживания страха
расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фазы подавляется при
продолжительной зависимости, но другие анальные побуждения проявляются в пассивно-агрессивном
контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится избежать садистских
побуждений, свойственных более поздним фазам. Эти желания победить соперника и отомстить
объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте эдипова конфликта), вызывают
тревожность, связанную со страхом кастрации и расставания, что является основной мотивирующей
силой при регрессии к зависимому поведению.
З. о. п. как сопротивление проявляется в том, что пациент противодействует анализу переноса,
сосредоточивает внимание на реальных аспектах взаимоотношений с психотерапевтом и пытается
превратить его в самого значимого человека в своей жизни. Психотерапевт воспринимается как
главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, пациент не меняет свою
жизненную ситуацию, так как это «грозит» окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с
|