и др.).
Воздействие различных лечебно-восстановительных методов (в том числе имеющих
психотерапевтическую направленность) и их соотношение, обусловленное наличием первичных,
вторичных и третичных личностных образований, можно проследить не только при невротических
расстройствах, но и на моделях эпилепсии как органического заболевания головного мозга и
ишемической болезни сердца в качестве психосоматического заболевания.
Так, у больных эпилепсией, как и у больных неврозами, можно выделить первичные, вторичные
и третичные личностные особенности. Первичные (замедленное протекание психических процессов,
эмоциональная возбудимость, вязкость аффекта и др.) отражают особенности церебральной
нейродинамики больных; вторичные (псевдонормативность, назойливость и др.) возникают в качестве
компенсации на основе первичных путем сложного взаимодействия психопатологических и
микросоциальных факторов; третичные особенности (чувство неполноценности, отгороженности и пр.)
связаны с реакцией на заболевание и обусловлены неудовлетворением из-за болезни значимых для
личности потребностей. Вторичные образования в структуре личности больного, страдающего
эпилепсией, возникают путем патологического взаимодействия больного с его ближайшим окружением.
Характерной особенностью этого взаимодействия является наличие порочного круга реакций
окружающих на первичные симптомы, имеющиеся у больного, с изменением отношения к нему и
ответных реакций больного, связанных с этими изменениями. Отношение к заболеванию принимает
участие у больных эпилепсией как в формировании вторичных, так и в особенности третичных
личностных образований. Опыт лечебно-восстановительной работы с больными эпилепсией
показывает, что учет первичных, вторичных и третичных особенностей личности позволяет наиболее
эффективно построить процесс терапии. Третичные образования, непосредственно не связанные с
биологическими предпосылками и имеющие психологическую природу, оказываются наиболее
доступными психотерапевтическим и психокоррекционным воздействиям. В определенной, но
меньшей степени это относится и к вторичным личностным особенностям при эпилепсии,
представляющим собой компенсаторные структуры, возникшие в процессе сложного взаимодействия
биологических и психосоциальных факторов. И в данном случае постановка задач и выбор конкретных
психотерапевтических приемов для их решения опираются на представление об особенностях личности
больного и их динамической трансформации в процессе болезни.
Определенную аналогию можно провести, коснувшись особенностей личности больного
ишемической болезнью сердца одного из наиболее распространенных сегодня психосоматических
заболеваний. В структуре личности этих больных также можно выделить первичные, вторичные и
третичные личностные образования. В качестве первичных, связанных главным образом с нарушением
нейродинамических процессов, можно указать тревогу и страх, особенно характерные для начала
заболевания и сопровождающие стенокардические приступы. На основе указанных расстройств
формируется определенное отношение к болезни. При ишемической болезни оно может быть двух
типов: с недооценкой и переоценкой пациентом тяжести болезненного состояния. Под влиянием этих
установок формируются третичные личностные образования: анозогностическая установка приводит к
игнорированию болезни и нередко ее утяжелению; в то же время переоценка тяжести болезни,
оберегающее отношение самого больного, мужа (жены) и других членов семьи с целью уменьшения
риска повторного инфаркта приводит к формированию ипохондрических особенностей, вследствие чего
больной ограничивает свои социальные контакты. Его сфера общения и круг интересов сужаются, т. е.
происходит нарушение социального функционирования. И в данном случае эффективным может быть
психотерапевтическое воздействие не «вообще», а лишь с учетом типа личностных нарушений
разноуровневого характера. Следовательно, психотерапия должна носить содержательный характер.
Изучение феноменологии личностных расстройств и их динамической трансформации в
процессе развития болезни, помимо теоретического, имеет и большое практическое значение,
способствуя эффективному проведению психотерапии, подбору адекватного соотношения ее с
биологическими воздействиями с учетом различного уровня нарушений в структуре личностных
расстройств.
Другими примерами клинической направленности психотерапии является выбор
психотерапевтических подходов, методов и содержания психотерапевтических воздействий при
|