модуля процедурной последовательности находятся в реципрокной зависимости, т. е. каждый элемент
вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто
воспринимается пациентом как основная проблема (жалоба). Для разрушения патологического
поведенческого стереотипа в К.-а. п. применяются так называемые реципрокные ролевые процедуры,
переводящие кажущуюся объективность существования нарушений в систему субъективную,
управляемую самим пациентом. Этот теоретический аспект К.-а. п. явно обнаруживает важную для
английской школы психоанализа идею о социальном детерминировании роли в условиях
межперсонального взаимодействия, разработанную Кляйн (Klein M.). Для создания межперсональных
влияний чаще всего используются вербальные приемы, приемы самонаблюдения пациентов в
проблемных ситуациях, в том числе дневник самонаблюдения, а также карты и схемы о внутреннем
мире пациента, которые составляются психотерапевтом и пациентом, а затем обсуждаются.
В К.-а. п. используются понятия «ловушки», «дилеммы» и «препятствия».
Под ловушками понимаются сложные повторяемые поведенческие шаблоны. Пример ловушки:
чувство неуверенности пациента вызывает стремление демонстрировать уверенное поведение, что
приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и к копированию подобного поведения;
это ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и вызывает страх одиночества; с
последним связан отказ от уверенной модели поведения, что в свою очередь способствует осознанию
неуспешности и усилению чувства неуверенности. Начальным и конечным элементом указанного
процесса является чувство неуверенности. Специфика психологической организации пациента такова,
что любая попытка преодолеть чувство неуверенности приводит к его усилению.
Дилеммы это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и
предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Пример дилеммы, названной «ежики на
снегу»: у пациента имеется выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако форма
близости такова, что при этом теряется самостоятельность, возникает ощущение зависимости.
Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества.
Таким образом, у пациента дилемма: либо он самостоятельный, но одинокий, либо он близок с
любимым человеком, но тогда зависим. Оба варианта не устраивают пациента, и он демонстрирует
поочередно каждый из них, страдая при этом.
Под препятствием в К.-а. п. понимается такой вариант поведения, когда при постановке цели
пациент не осознает и не учитывает серьезных ее аспектов. Примером такого поведения может служить
попытка бросить курить. При этом цель бросить курить недостижима, поскольку при ее
постановке пациент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (вред для здоровья и
окружающих и пр.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения
и встроено в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт
и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.
В К.-а. п. любая психологическая проблема, неврозы и другие заболевания представляют собой
комбинацию, подчас очень сложную, указанных «невротических способов поведения».
К.-а. п. эффективна, по мнению создателей метода, в отношении следующих групп пациентов: с
общеневротическими проблемами, фобиями, невротическими депрессиями, личностными
нарушениями, нарушениями влечении; страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими видами
зависимости; больных диабетом и другими психосоматическими заболеваниями, отказавшихся от
сотрудничества с врачами-интернистами.
В К.-а. п. выделяют следующие этапы работы с пациентами.
На диагностическом этапе происходит знакомство с проблемами пациента. Он продолжается 3-5
сессий и предполагает глубокое изучение биографии пациента (для установления начала заболевания и
возникновения симптоматики). Важной задачей этого этапа является совместное с пациентом
формулирование его проблем. Завершается диагностический этап передачей пациенту письма, в
котором психотерапевт сообщает больному о согласии на проведение психотерапии, о понимании его
жалоб, страданий и другой феноменологии заболевания. Далее излагаются эпизоды из биографии
пациента, которые, по мнению психотерапевта, имеют отношение к настоящему заболеванию;
раскрывается психологический смысл этих эпизодов. В последней части письма суммируется
представление врача о причинах проблем пациента и его заболевания, раскрывается связь ситуации, в
|