Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует.
Психотерапевтические контракты
это запись предполагаемых изменений со стороны
пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и
фиксируются любые изменения в процессе психотерапии.
Таким образом, при К. н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто что-то
происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации.
Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами «поведенческого», отражает суть
рационально-эмоциональной психотерапии.
Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой
«саморазговор» воздействует и на поведение.
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Первый опыт применения
поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое
обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание).
По мере того как новые поколения врачей применяли поведенческие техники, стало выясняться,
что ряд проблем пациентов гораздо сложнее, чем сообщалось в прежних публикациях. Обусловливание
адекватно не объясняло сложный процесс социализации и научения. Интерес к самоконтролю и
саморегуляции в рамках поведенческой психотерапии приблизил «средовой детерминизм» (жизнь
человека определяется прежде всего его внешним окружением) к реципрокному детерминизму
(личность не пассивный продукт среды, а активный участник своего развития).
Публикация статьи «Психотерапия как процесс научения» в 1961 г. Бандурой (Bandura А.) и его
последующие работы были событием для психотерапевтов, ищущих более интегративные подходы.
Бандура представил в них теоретические обобщения механизмов оперантного и классического научения
и одновременно подчеркнул важность когнитивных процессов в регуляции поведения.
Модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на
когнитивных процессах. Эта тенденция была очевидной в реинтерпретации систематической
десенсибилизации Вольпе (Wolpe J.) как противообусловливающей техники с точки зрения таких
когнитивных процессов, как ожидание, копинг-стратегия и воображение, что привело к подобным
специфическим направлениям терапии, как скрытое моделирование (Cautela J., 1971), тренинг навыков
и умений. В настоящее время существует по меньшей мере 10 направлений психотерапии, делающих
акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента
(Beck A.T., 1976; Ellis A., 1977; Meichenbaum D., 1986). Приведем их общие принципы.
1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении,
образовании и воспитании. Чтобы помочь пациенту изменить неадаптивное поведение, психотерапевт
должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной
структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высокоиндивидуализирован для каждого
пациента и семьи. Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени
развитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность),
преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной
личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в
отношении многих ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы
восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психотерапевту
необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в
дисфункциональной манере. В отличие от пациентов, имеющих диагноз 1-й оси, у лиц с личностными
расстройствами труднее формируется «доброкачественная» альтернативная когнитивная система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном
функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде
(например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) важный этап
метода. Это требует функционального анализа, т. е. детального исследования поведения, а также мыслей
и ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в
безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и
|