психотерапевтический процесс. К.-п. п. использует достижения, методы и техники классического и
оперантного научения по моделям, когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства и их следствия с другой,
оказывают друг на друга взаимное влияние. Когнитивное не является первоисточником или причиной
неадаптивного поведения. Мысли пациента в такой же степени влияют на его чувства, как чувства
на мысли. Мыслительные процессы и эмоции рассматриваются как две стороны одной медали.
Мыслительные процессы лишь звено, часто даже не основное, в цепи причин. Например, когда
психотерапевт пытается определить вероятность рецидива униполярной депрессии, он может сделать
более точное предсказание, если поймет, насколько критичен супруг пациента, вместо того чтобы
опираться на когнитивные показатели.
6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных
процессов и когнитивных структур. Термин «когнитивные события» относится к автоматическим
мыслям, внутреннему диалогу и образам. Это не означает, что человек постоянно ведет разговор с
самим собой. Скорее можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев неосмысленно,
автоматично. Ряд авторов говорят, что оно идет «по сценарию». Но бывают случаи, когда автоматизм
прерывается, человеку необходимо принять решение в условиях неопределенности, тогда и
«включается» внутренняя речь. В когнитивно-бихевиористской теории считается, что ее содержание
может оказать влияние на чувства и поведение человека. Но, как уже было сказано, то, как человек
чувствует, ведет себя и взаимодействует с окружающими, также может существенно влиять на его
мысли. Схема когнитивная репрезентация прошлого опыта, негласные правила, организующие и
направляющие информацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы
оценки событий и процессы приспособления. В силу такой важности схем основной задачей
когнитивно-поведенческого психотерапевта является помощь пациентам в понимании того, как они
истолковывают реальность. В этом отношении К.-п. п. работает в конструктивистском ключе.
7. Лечение активно вовлекает пациента и семью. Единицей анализа в К.-п. п. в настоящее время
являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Более того, К.-п.
п. также заинтересовалась тем, как принадлежность к определенным социальным и культурным группам
влияет на системы убеждений и поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на
психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних
заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, т. е. методика психотерапии
структурирована.
8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения
поведения. Если раньше поведенческая психотерапия ставила основной своей задачей устранение или
исключение нежелательного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время
акцент смещен на научение пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное
мышление, достижение целей и т. д.), активизацию ресурсов личности и ее окружения. Иными словами,
происходит смещение с патогенетического на саногенетический подход.
К.-п. п. (моделирование поведения) является одним из ведущих направлений психотерапии в
США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров.
Моделирование поведения метод, легкоприменимый в амбулаторных условиях, он
ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что привлекает клиентов, которые не хотели
бы именоваться «пациентами». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно
для пациентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Кроме
того, многие приемы К.-п.п. представляют конструктивные копинг-стратегии, помогая пациентам
приобрести навыки адаптации в социальной среде.
К.-п. п. относится к краткосрочным методам психотерапии. Она интегрирует когнитивные,
поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности; подчеркивает влияние когниций и
поведения на эмоциональную сферу и функционирование организма в широком социальном контексте.
Термин «когнитивный» используется потому, что нарушения эмоций и поведения нередко зависят от
ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении. В «когниций» входят убеждения, установки,
информация о личности и среде, прогнозирование и оценка будущих событий. Пациенты могут
неправильно интерпретировать жизненные стрессы, судить себя слишком строго, прийти к
|