неправильным выводам, иметь о себе негативные представления. Когнитивно-поведенческий
психотерапевт, работая с пациентом, применяет и использует логические приемы и поведенческие
техники для решения проблем совместными усилиями психотерапевта и пациента.
К.-п. п. нашла широкое применение при лечении невротических и психосоматических
расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.
Тревога может быть нормальным и адаптивным ответом на множество ситуаций. Способность
распознавать угрожающие события и избегать их является необходимым компонентом поведения.
Некоторые страхи исчезают без всякого вмешательства, но длительно существующие фобии могут
оцениваться как патологический ответ. Тревожные и депрессивные расстройства нередко связаны с
псевдовосприятием окружающего мира и требованиями среды, а также жесткими установками по
отношению к себе. Депрессивные пациенты оценивают себя как менее способных, чем здоровые лица, в
связи с такими когнитивными ошибками, как «селективная выборка», «сверхобобщение», «принцип все
или ничего», минимизация позитивных событий.
Поведенческая психотерапия служит средством выбора при обсессивно-фобических
расстройствах и по необходимости дополняется фармакотерапией транквилизаторами,
антидепрессантами, бета-блокаторами.
Следующие поведенческие лечебные цели осуществляются у пациентов с обсессивно-
фобическими расстройствами: полная элиминация или редукция навязчивой симптоматики (мысли,
опасения, действия); перевод ее в социально приемлемые формы; устранение индивидуальных факторов
(чувство малоценности, недостаток уверенности), а также нарушений контактов по горизонтали или
вертикали, потребности в контроле со стороны значимого микросоциального окружения; устранение
вторичных проявлений болезни, таких как социальная изоляция, школьная дезадаптация.
К.-п. п. при нервной анорексии преследует следующие кратко- и долгосрочные лечебные цели.
Краткосрочные цели: восстановление преморбидного веса тела как необходимого условия для
психотерапевтической работы, а также восстановление нормального пищевого поведения.
Долгосрочные цели: создание позитивных установок или развитие альтернативных интересов (других,
чем соблюдение диеты), обновление поведенческого репертуара, постепенно заменяющего
анорексическое поведение; лечение фобии или страха потери контроля над весом, нарушений схемы
тела, заключающееся в способности и потребности распознавать собственное тело; устранение
неуверенности и беспомощности в контактах, в отношении полоролевой идентичности, а также
проблем отделения от родительского дома и принятие роли взрослого. Это ключевые задачи
психотерапии, которые приводят не только к изменениям веса (симптомоцентрированный уровень), но
и к разрешению психологических проблем (личностно-центрированнный уровень). Распространен
следующий алгоритм психотерапевтических мероприятий: когнитивно-ориентированная поведенческая
психотерапия вначале в индивидуальной форме. Она состоит из приемов самоконтроля, шкалирования
целей, тренинга уверенного поведения, тренинга решения проблем, подписания контрактов по
восстановлению веса, прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона. Затем пациент включается
в групповую психотерапию. Практикуется интенсивная поддерживающая психотерапия. Параллельно с
этим проводится системная семейная психотерапия.
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное
подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). При проведении
психотерапии определяется распределение обоих видов подкреплений при оценке психического статуса
пациента. Позитивное подкрепление включает удовольствие от приема психоактивного вещества,
связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абстиненции в начальный
период приема веществ, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, иногда
условную приятность роли больного. Негативные последствия аддиктивного поведения более частая
причина обращения к специалисту. Это появление физических жалоб, ухудшение когнитивных функций.
Для включения такого пациента в лечебную программу необходимо найти «замещающее поведение» без
приема психоактивных веществ или других видов девиантного поведения. Объем
психотерапевтических вмешательств зависит от развития социальных навыков, степени
выраженности когнитивных искажений и когнитивного дефицита.
Цели К.-п. п. представляются следующим образом:
|