1) проведение функционального поведенческого анализа;
2) изменение представлений о себе;
3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
4) развитие компетентности в социальном функционировании.
Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в
поведенческой психотерапии. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные
признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки,
правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные,
частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с
различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние).
Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и
экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и
их последствиях.
Цель поведенческого анализа функциональное и структурно-топографическое описание
поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование терапии и ее ход, а также
учитывает влияние на поведение микросоциального окружения. При проведении проблемного и
поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в
следующем: 1) описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа
это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка; 2) отразить
поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все
когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на
первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психотерапевту; 3) выявить биологические
факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение; 4) наблюдать моторные
(вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические
поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) малоприменимо
для последующей психотерапии. Необходимо качественное и количественное описание признаков; 5)
оценить количественные и качественные последствия поведения.
Другим вариантом функционального поведенческого анализа является составление
мультимодального профиля (Лазарус (Lazarus А. А.)) специфически организованный вариант
системного анализа, проводимый по 7 направлениям BASIC-ID (по первым английским буквам:
bechavior, affect, sensation, imagination, cognition, interpersonal relation, drugs поведение, аффект, ощущения,
представления, когниции, интерперсональные отношения, лекарства и биологические факторы). В
практике это необходимо для планирования вариантов психотерапии и для обучения начинающих
врачей-психотерапевтов методам К.-п. п. Использование мультимодального профиля позволяет лучше
войти в проблему пациента, соотносится с многоосевой диагностикой психических расстройств, дает
возможность одновременно наметить варианты психотерапевтической работы (см. Мультимодальная
психотерапия Лазаруса).
В работе над типичной проблемой необходимо задать пациенту серию вопросов для прояснения
имеющихся трудностей: правильно ли пациент оценивает события? Являются ли ожидания пациента
реалистичными? Не основана ли точка зрения пациента на ложных выводах? Адекватно ли в этой
ситуации поведение пациента? Есть ли на самом деле проблема? Сумел ли пациент найти все
возможные решения? Таким образом, вопросы позволяют построить психотерапевту когнитивно-
поведенческую концепцию, из-за чего пациент испытывает трудности в той или иной области. В ходе
интервью, в конечном счете, задача психотерапевта состоит в выборе одной или двух ключевых
мыслей, установок, поведения для психотерапевтического вмешательства. Первые сеансы обычно
нацелены на присоединение к пациенту, идентификацию проблемы, преодоление беспомощности,
выбор приоритетного направления, обнаружение связи между иррациональным убеждением и эмоцией,
выяснение ошибок в
мышлении, определение зон возможного изменения, включение пациента в
когнитивно-поведенческий подход.
Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта сделать пациента активным участником
процесса на всех его этапах. Одна из фундаментальных задач К.-п. п. установление партнерских
отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в форме
|