терапевтического договора, в котором психотерапевт и пациент соглашались вместе работать над
устранением симптомов или поведения последнего. Такая совместная деятельность преследует по
меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на
каждом этапе лечения; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление пациента, возникающее
нередко как следствие восприятия психотерапевта агрессором или идентификации его с родителем, если
он пытается контролировать пациента; в-третьих, договор помогает предупредить непонимание между
двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения пациента может заставить психотерапевта двигаться
вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психотерапии и ее срыву.
Так как К.-п. п. представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать
это ограниченное время. Центральная проблема «психотерапевтического обучения» определение
мотивации пациента. Для усиления мотивации к лечению учитываются следующие принципы:
совместное определение целей и задач психотерапии. Важно работать только над теми решениями и
обязательствами, которые вербализируются через «Я хочу», а не «Я хотел бы»; составление позитивного
плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов;
проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка
малейшего успеха; усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует «повестка
дня» каждого занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии. При подписании
психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы
положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать
осуществлению желаний и выздоровлению.
В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение,
какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат
способствует «повестка дня», благодаря которой удается последовательно прорабатывать
психотерапевтические «мишени». «Повестка дня» обычно начинается с короткого обзора опыта
пациента с последнего занятия. Она включает обратную связь психотерапевта по поводу домашних
заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на
занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в
«повестку дня». По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы
психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Совместно с ним
определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний
или умений, полученных на занятии.
Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со
строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как
справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать. Когнитивно-поведенческие техники основаны на
изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на
внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией. Одна из
принципиальных задач каждой поведенческой техники изменить дисфункциональное мышление.
Например, если в начале терапии пациент сообщает, что его ничего не радует, а после проведения
поведенческих упражнений меняет эту установку на позитивную, то задача выполнена. Поведенческие
изменения часто возникают как результат когнитивных изменений.
Наиболее известными являются следующие поведенческие и когнитивные приемы: реципрокная
ингибиция; методика наводнения;
имплозия; парадоксальная интенция; методика вызванного гнева;
метод «стоп-кран»; использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций,
методов релаксации одновременно; тренинг уверенного поведения; методы самоконтроля;
самонаблюдение; прием шкалирования; исследование угрожающих последствий (декатастрофизация);
преимущества и недостатки; опрос свидетельских показаний; исследование выбора (альтернатив)
мыслей и действий; парадоксальные приемы и др.
Современная К.-п. п., подчеркивая значимость принципов классического и оперантного
научения, не ограничивается ими. В последние годы она абсорбирует также положения теории
переработки информации, коммуникации и даже больших систем, вследствие чего модифицируются и
интегрируются методики и техники этого направления в психотерапии.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. В широком плане К. п. включает как систематические
|