беседы с группами больных, так и соответствующую организацию режима в клинике, трудовую
терапию, культ-терапию, занятия физкультурой и самодеятельность больных (Яковлева Е. К. и др.,
1959). В. А. Гиляровский (1926), Д. С. Озерецковский (1927), С. С.
Либих (1974) подчеркивают роль
этого метода как лечебного перевоспитания, целью которого является активирование, ободрение,
отвлечение внимания больных от переживаний, связанных с болезнью, и переключение их на новые
жизненные цели.
Известно, что В. М. Бехтерев метод К. п. использовал при лечении лиц, страдающих
алкоголизмом, придавая большое значение сочетанию индивидуальной и К. п. В связи с развитием
метода К. п. следовало бы упомянуть также работы В. Н. Мясищева (1967), Н. В. Иванова (1971), В. Е.
Рожнова (1971), Р. А. Зачепицкого (1976) и др.
Вслед за В. А. Гиляровским Д. С. Озерецковский связывал необходимость разработки и
применения метода К. п. к больным неврозами с изменившимися социальными условиями и
формирующимся новым общественным сознанием в нашей стране в послереволюционный период. Так,
В. А. Гиляровский отмечал, что до революции больные неврозами обычно были одиночками,
принадлежащими к более обеспеченным слоям населения, пациентами частных санаториев и лечебниц,
и соответственно их психотерапия была индивидуальной. На смену им «пришли пациенты из более
демократических слоев, работники различных видов труда и притом тесно связанные с тем или иным
коллективом, в большинстве случаев члены профсоюзов» (Гиляровский В. А., 1926). С одной стороны,
большое количество больных нуждается в психотерапии при отсутствии необходимого числа
подготовленных психотерапевтов. С другой человек перестал рассматриваться в виде отдельной
личности, не связанной с окружением, а выступает как маленькая частичка единого целого, поэтому, по
мнению автора, и психотерапевтический подход должен учитывать роль среды, принадлежность к
определенному классу, ту обстановку, в которой человек постоянно живет и работает. Оздоровляющая
роль коллективного сознания рассматривалась как важный элемент К.п.
Д. С. Озерецковский (1927) придавал большое значение систематическим коллективным беседам
с больными, в которых разъясняется лечебная роль коллектива, трудовых процессов, необходимость
игнорирования болезненных симптомов и пр. «Из среды больных всегда выделяется активное,
дисциплинированное ядро, которое заражает своим положительным примером остальных товарищей,
вовлекает их в общую жизнь». В терапевтических целях при К. п. используется повышенная
внушаемость, свойственная обычно всяким коллективам. Автор указывал на целесообразность
применения при К. п. таких методов, как рациональная психотерапия, внушение и гипноз.
Подчеркивая значение коллективных бесед с больными и считая их основным методом К. п., Е.
К. Яковлева и др. (1959) разработали программу бесед, указывая на их принципиальное отличие от
обычных лекций или бесед санитарно-просветительного характера. Программа К. п. основывалась на
концепции патогенетической психотерапии Мясищева и состояла из 5 основных тем. Каждая тема
обсуждалась в течение 2-3 бесед, которые проводились 4-6 раз в месяц. Хотя программа могла
видоизменяться и дополняться в зависимости от состава группы, интересов ее участников и их реакций,
выявлявшихся в процессе психотерапии, она включала следующие основные темы: «Сущность неврозов
и их причины», «Роль особенностей темперамента и личности в развитии невроза», «Особенности
патогенных ситуаций и отношений личности», «Возможности и пути преодоления невроза» и др.
Психотерапевт организует в группе обсуждение вопросов, предусмотренных программой. Важное место
в этой работе занимает разбор историй болезни, рассказываемых как психотерапевтом, так и самими
больными при условии их предварительного согласия. Если необходимо осветить происхождение
заболевания участников группы, отказывающихся служить предметом публичного обсуждения, то
психотерапевт приводит аналогичные примеры из своего опыта или из литературы. Учитывая
повышенную внушаемость и самовнушаемость больных неврозами и склонность их к неправильной
переработке разъяснений, избегают моментов, могущих оказать ятрогенное воздействие или
способствовать фиксации болезненных переживаний и расстройств.
При проведении бесед психотерапевт создает атмосферу благожелательности, внимательно
следит за реакциями больных, поощряет к выступлению неуверенных в себе. Весьма важно наличие в
группе больных, проявляющих инициативу и положительно относящихся к содержанию бесед, что
способствует вовлечению в обсуждение остальных пациентов.
|