форме инструкции, даваемой пациенту. Этап 1: «Займите удобное положение. Положите левую руку
(ладонью вниз) на живот, точнее, на пупок. Теперь положите правую руку так, чтобы вам было удобно,
на левую. Глаза могут оставаться открытыми, однако с закрытыми глазами будет легче выполнять
второй этап упражнения». Этап 2:
«Вообразите себе пустую бутылку или мешок, находящийся внутри
вас там, где лежат ваши руки. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и
наполняет этот внутренний мешок. По мере заполнения мешка воздухом ваши руки будут подниматься.
Продолжая вдох, представляйте, что мешок целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение,
начавшееся в области живота, переходит в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Полная
продолжительность вдоха для первой и второй недели занятий должна составлять 2 секунды, затем, по
мере совершенствования навыка, ее можно увеличить до 2,5-3 секунд». Этап 3: «Задержите дыхание.
Сохраняйте воздух внутри мешка. Повторяйте про себя фразу: "Мое тело спокойно". Этот этап не должен
длиться более 2 секунд». Этап 4: «Медленно начните выдыхать опустошать мешок. По-мере того как
вы делаете это, повторяйте про себя фразу: "Мое тело спокойно". С выдохом ощущайте, как опускаются
приподнятые ранее живот и грудная клетка. Этот этап не должен длиться меньше двух предыдущих, а
спустя 1-2 недели занятий его можно увеличить на 1 секунду. Этап 1 необходим только в течение
примерно первой недели, пока вы обучаетесь глубокому дыханию. Когда вы овладеете этим навыком, то
сможете его пропускать. Повторите это четырехступенчатое упражнение подряд только 3-5 раз. Если у
вас появится головокружение, остановитесь. Если при последующих занятиях головокружение
возобновляется, просто сократите продолжительность вдоха и (или) число выполняемых подряд
четырехступенчатых циклов. Поскольку этот вариант релаксации носит характер навыка, можно
практиковать его по меньшей мере 10-20 раз в день. Превратите его в ваш утренний, дневной и
вечерний ритуалы, а также используйте в стрессовых ситуациях. Поначалу вы можете не заметить
никакой немедленной релаксации. Однако после 1-2 недель регулярных занятий вы будете способны на
время расслабляться "моментально". Помните, что, если вы хотите овладеть этим навыком, вы должны
заниматься систематически. Регулярное последовательное выполнение упражнений в конечном счете
сформирует у вас более спокойное и мягкое отношение, своего рода антистрессовую установку, и когда
вы будете попадать в стрессовые ситуации, то вы будете переживать их гораздо менее интенсивно».
КОНТРПЕРЕНОС. Совокупность бессознательных реакций аналитика на личность
анализируемого и особенно на его перенос.
В этом правильном значении К. является мешающим,
искажающим фактором в лечении. В расширенном значении К. эмоциональное отношение аналитика
к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента (Райкрофт
Ч., 1995).
Впервые термин «К.» был употреблен Фрейдом (Freud S., 1910) при обсуждении будущих
перспектив психоанализа.
Касаясь работы психоаналитика, Фрейд указывает, что в результате влияния
пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление К., которое необходимо распознать и
преодолеть его, «ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют
собственные комплексы и внутренние сопротивления...».
Точно так же как в переносе с самого начала
Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциаций пациента, в К. он постоянно видел
преграду к свободе понимания пациента психоаналитиком. В этом контексте Фрейд рассматривал
сознание аналитика как «инструмент», эффективному функционированию которого препятствует К.
Фрейд придавал огромное значение «психоаналитическому очищению» (1912) еще и потому, что его
беспокоили опасности, которым психоаналитический метод может подвергнуться из-за неправильного
использования, а также из научных соображений.
Первоначально Фрейд (1910) был сторонником постоянного самоанализа для аналитика, но
вскоре пришел к мысли, что это весьма сложно из-за собственного сопротивления самопониманию, и
стал рекомендовать психоанализ для самого аналитика. Обоснованность «тренировочного анализа»
аргументировалась необходимостью достичь инсайта и преодолеть психологические недостатки,
создаваемые неразрешенными бессознательными конфликтами. Позднее, считая, что и такой метод не
является вполне адекватным, Фрейд (1937) предложил прохождение психоанализа аналитиком каждые
пять лет. Эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно из-за того, что тренировочные анализы
стали намного продолжительнее и как следствие этого более тщательными. Однако повторные
анализы не являются чем-то необычным среди аналитиков, особенно если они ощущают трудности в
|