Часто его присутствие выдается застоем в анализе, вызванным сопротивлением контрпереноса.
Арлоу (Arlow J. А., 1985) выделяет несколько аспектов психоаналитического взаимодействия,
которые способствуют появлению К. Первым из них является постоянная идентификация с пациентом,
базирующаяся главным образом на разделяемых бессознательных фантазиях.
Это происходит, когда аналитик идентифицируется с пациентом в том смысле, что
бессознательные фантазии и желания пациента соответствуют постоянным бессознательным фантазиям
и желаниям аналитика. Здесь необходимо провести разграничение между эмпатией и К. В эмпатии и в
К. происходит идентификация с пациентом. Но в эмпатии идентификация это лишь временное
разделение производных выражений бессознательных фантазий и желаний пациента. При обычном
ходе событий за этим следует разрыв идентификации и отделение от пациента. Опыт разделения с
пациентом производных бессознательных фантазий служит ключом для понимания конфликтов
пациента. В случае К, аналитик остается фиксированным на точке идентификации с пациентом. Он
пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам пациента. Соответственно аналитик становится
склонным к переживаниям злоключений этих конфликтов, и у него может появиться тенденция
отыгрывать это или реагировать защитным образом. Довольно сложно провести адекватное различие
между временной идентификацией, которая характеризует эмпатию, и постоянной идентификацией,
которая приводит к К.
Разрешение этому Арлоу находит в парадоксе то, что является эмпатией для одного человека,
может у другого оказаться К. Эффекты постоянной контртрансферной идентификации различны.
Классическое слепое пятно, т. е. «отказ» или неспособность «увидеть», о чем идет речь в материале,
является лишь одной формой отклика и, вероятно, самой распространенной. Что происходит в
действительности, так это то, что аналитик не хочет, чтобы материал пациента напоминал ему о
собственных бессознательных конфликтах. Таким образом, он упускает из вида интерпретацию или не
может преподнести ее, оправдывая свое нежелание различными рационализациями. В дополнение к
этому существует тенденция отклонять внимание пациента от продолжения следования производным
его бессознательного конфликта некоторыми интервенциями, которые привлекают внимание к другим
элементам материала, а также занимать моралистическую позицию и осуждать в пациенте то, что
аналитик не может выносить в себе самом.
Вторая форма К. нарушений вытекает из природы материала, который представляет пациент. Это
может пробуждать фантазийные желания в аналитике, которые не являются обязательно идентичными
бессознательным желаниям пациента. Они могут быть дополнительными, как в случае желания
пациента быть спасенным и желания аналитика спасать. В примерах, где существует сильный,
неразрешенный действующий у аналитика конфликт, материал, достаточно удаленный по отношению к
центральным конфликтам пациента, может тем не менее оказывать пробуждающий эффект на потенциал
аналитика к К.
И в-третьих, существуют примеры, в которых нечто в самой аналитической ситуации как таковой
пробуждает конфликты аналитика. Уже упоминалось желание спасать. Аналитический сеттинг может
быть представлен как театр, где аналитик может играть некую бессознательную роль центрального
действующего лица перед восхищенной аудиторией возможность обнаружить свой ум или
использовать аналитическую ситуацию как пробную площадку для своих способностей. С другой
стороны, он может принять роль восхищенного слушателя, бессознательно идентифицируясь с
пациентом. Физические условия аналитической ситуации, лежащий пациент, пассивность аналитика
и/или пациента может прочитываться аналитиком в терминах, стимулирующих бессознательные
желания, связанные с пассивностью, мазохизмом и т. д.
Рассматривая сложность феномена К., Сандлер и др. (1995) приходят к следующим выводам: 1) в
ходе терапии у аналитика возникают реакции в виде К., и эти реакции существуют на протяжении всего
лечения; 2) К. может привести к осложнениям в ходе психоаналитического процесса или к
неправильному его проведению. Это может произойти, если (и когда) психоаналитик не осознает какие-
то аспекты своих К. реакций на пациента или не способен справиться с ними в случае, когда он их
осознает; 3) постоянное внимательное изучение аналитиком всего разнообразия своих чувств и
отношений к пациенту может способствовать более глубокому проникновению в процессы психической
жизни пациента.
|