самоконтроля.
Поведенческими стратегиями К.-м. (М. с.) являются следующие: отвлечение обращение к
какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм забота о других, когда собственные потребности
отодвигаются на второй план; активное избегание стремление избегать «погружения» в процесс
лечения; компенсация отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка
чего-то для себя; конструктивная активность удовлетворение какой-то давней потребности,
например совершить путешествие; уединение пребывание в покое, размышление о себе; активное
сотрудничество ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск
эмоциональной поддержки стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.),
описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая
методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и
адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник,
определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и
избегание) и их выраженность структуру совладеющего со стрессом поведения.
Из описания К.-м. (М. с.) видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с
другой их различие по параметру активности (конструктивности) пассивности
(неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются:
активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск
поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий,
разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное
дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение
самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту
трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их
устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая
ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен
акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента К.-м. (М. с.).
См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.
КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Понятие введено Александером (Alexander F.
G., 1965), который рассматривал К. э. о. как главный терапевтический фактор в психоанализе и в
психоаналитически-ориентированной психотерапии.
В то время как другие психоаналитики традиционно подчеркивали значение аналогии
патогенной ситуации в раннем детстве и переноса в аналитической ситуации, автор указывал на
терапевтическую ценность различия между конфликтными отношениями в детстве и актуальными
отношениями «психотерапевтпациент». Это различие и создает возможности для развития К. э. о.
Новое разрешение старого, вытесненного конфликта в условиях переноса возможно не только благодаря
тому, что интенсивность конфликта переноса менее значительна, чем детского конфликта, но и потому,
что фактическая реакция психотерапевта на эмоциональное реагирование пациента совершенно не
похожа на первоначальную реакцию родителей. Это различие в отношениях «психотерапевтпациент»
и «родительребенок» открывает перед пациентом возможности модифицировать прежние,
дезадаптивные эмоциональные стереотипы. Так, если в основе исходной, детской ситуации, которую
пациент повторяет при переносе, лежат отношения между строгим отцом и напуганным сыном, то
психотерапевт должен вести себя мягко, давая пациенту свободу действий. Если же отец занимал по
отношению к сыну позицию слепой, всепрощающей любви, психотерапевту следует держаться более
жестко.
Различные психотерапевтические направления, особенно психодинамической ориентации,
использовали феномен К. э. о. Он рассматривался обычно не в контексте эдипова конфликта, а в рамках
сформировавшегося дезадаптивного стереотипа межличностных отношений пациента. При проведении
личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии К. э. о. учитывается на этапах
установления психотерапевтического контакта и реконструкции нарушенной системы отношений
личности больного. Пациент обычно неосознанно стремится вызвать у психотерапевта реакции,
которые были бы повторением его прежних межличностных контактов. Для психотерапевта важно не
|