терапевтическую тактику К. п., являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и
суицидальное поведение). Суицидальные тенденции могут входить в структуру клинических
проявлений кризисных состояний и являться своеобразным ответом на чрезмерные, субъективно
невыносимые страдания. В нашей стране концепция кризисных состояний (в русскоязычной литературе
традиционным термином, адекватным кризисному состоянию, является термин социально-
психологическая дезадаптация) была разработана А. Г. Амбрумовой (1974). В соответствии с ее
концепцией причиной суицидального поведения являются конфликты и утраты в высокозначимой для
личности сфере. Другой причиной перехода кризиса в патологическую форму и возникновения в его
структуре суицидальных тенденций, обострения нервно-психического или психосоматического
заболевания является его хронизация. Суицидогенные установки у таких людей часто связаны с
представлением о большей, чем собственная жизнь, значимости лично-семейных, социально-
престижных и других ценностей. Подобные установки препятствуют принятию оптимального способа
выхода из кризисной ситуации, а при повторной утрате или угрозе утраты доминирующих ценностей
вновь инициируют суицидальные тенденции. Учитывая высокое значение для психотерапии именно
суицидального поведения людей, переживающих кризис, и для отличия «патологического» кризиса от
кризиса, протекающего в пределах нормы, применяется термин «суицидальный кризис», или
«суицидальное кризисное состояние».
В структуре суицидоопасных реакций выделяют три компонента: аффективный, когнитивный и
поведенческий. Содержанием аффективного компонента служат, в частности, переживания
эмоциональной изоляции и безвыходности ситуации. Наиболее частыми модальностями аффекта
являются реакции тревоги, депрессии, тоски, обиды. В ряде случаев отмечается апатия, ощущение
бессилия, стремление к уединению.
Когнитивный компонент суицидального кризисного состояния включает представление о
собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, вывод
о невозможности разрешения кризиса из-за отсутствия времени или возможности.
Поведенческий компонент, кроме собственно суицидального поведения, включает также и
поведенческую, часто высокую, активность в попытках разрешения кризисного состояния, в том числе
использования неадаптивных вариантов копинг-поведения типа «бегства в алкоголизацию и
наркотизацию», проявлений агрессивных и диссоциальных тенденций.
Эти психологические особенности определяют и специфику кризисных пациентов, и
особенности К. п. Основные контингента обращающихся за кризисной психотерапевтической помощью
это практически здоровые люди (в том числе с акцентуацией характера) и больные с пограничными
состояниями. Большинство из них ранее не посещали психиатра, впервые обращаются за
психотерапевтической помощью и не имеют опыта такого лечения, отличаются неустойчивыми и
нереалистическими ожиданиями в отношении него. Большая часть женщины, суицидальное
состояние которых обусловлено супружескими или сексуальными конфликтами; некоторые пациентки
переживают необратимую утрату значимого объекта эмоциональной привязанности (супруга, ребенка,
родителей). Особое внимание обращает на себя наличие суицидальных тенденций и попыток
самоубийства в анамнезе, их связь с микросоциальными конфликтами.
При работе с суицидальными кризисными пациентами учитывается уровень мотивации на
участие в психотерапии:
1) конструктивный с ожиданием помощи в преодолении кризисной ситуации;
2) симптоматический с установкой лишь на ликвидацию симптомов;
3) манипулятивный с попыткой использования влияния психотерапевта для улучшения
отношения к себе участников конфликта;
4) демобилизующий с отказом от психотерапии.
Принципы и задачи К. п. имеют принципиальные отличия от методов психотерапии,
применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым относятся:
1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для
пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и,
во-вторых с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах в
руководстве их поведением;
|