Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 825 
Next page End  

претерпевает изменения: от роли врача-консультанта через роль врача, проводящего симптоматическое,
а затем и патогенетическое лечение, к роли психолога-консультанта (семейного психотерапевта,
специалиста, обеспечивающего личностный рост). Такая методика проведения А. п. преследует цель
создания мотивации к патогенетической психотерапии после использования симптомоцентрированных
методов и учитывает практическую возможность самостоятельного включения саногенетических
механизмов. Указанная последовательность этапов А. п. возможна при готовности пациента к
личностно-ориентированной психотерапии и наличии к ней показаний.
Комплексное решение задач А. п. обеспечивается активным привлечением ближайшего
социального окружения, в первую очередь семьи и родственников, что в значительной мере
способствует преодолению социальной дезадаптации, интеграции психотерапевтических подходов в
реальное окружение пациента.
Планирование методов и форм А. п. проводится с обязательным учетом личностных нарушений
разноуровневого характера (Карвасарский Б. Д., 1992). При наличии первичных личностных
расстройств предпочтение отдается различным вариантам симптоматической психотерапии,
ориентированной на устранение ведущей симптоматики. При вторичных личностных нарушениях
основным компонентом индивидуальной программы психотерапии является личностно-
ориентированная (реконструктивная) психотерапия. А. п. при затяжных невротических состояниях с
третичными личностными расстройствами должна включать методы социоцентрированной
психотерапии (например, поведенческой психотерапии,
проводимой индивидуально или в группе
пациентов).
Другими вариантами А. п., часто проводимой в дополнение к индивидуальной психотерапии,
являются самостоятельная семейная А. п., групповая А. п., психодрама,
группы саморегуляции,
творческие мастерские, психотерапия через участие в психотерапевтическом сообществе, «клубы
бывших пациентов».
Групповая психотерапия в амбулаторных условиях имеет ряд особенностей, вызванных в первую
очередь организационными трудностями ее проведения. Требования к современным формам закрытых
групп (для всех участников группа начинается и заканчивается одновременно) предполагают
определенную групповую динамику с закономерным наличием фаз агрессии (см. Фазы развития
психотерапевтической группы).
Сопровождающее эти фазы психологическое напряжение становится
существенным препятствием для сохранения терапевтической группы в амбулаторных условиях, при
отсутствии дополнительной мотивации к ее посещению и возможности пациентов отреагировать
возникшее в группе напряжение в своем реальном жизненном окружении.
Для преодоления этих трудностей при проведении амбулаторного варианта групповой
психотерапии используются модели интенсивной групповой психотерапии. В этом случае существенно
сокращается время психотерапии, занятия проводятся 3-5 раз в неделю по 4-5 часов в день
(Aleksandrowicz J. W., 1975). Набор пациентов в группу осуществляется через отборочные комиссии, в
задачи которых входит не только определение клинических показаний к групповой психотерапии, но и
оценка реальной мотивации пациента к участию в ней.
Вариантом групповой А. п. считаются открытые группы личностно-ориентированной
направленности, когда пациенты сами определяют частоту и время посещений, учитывая рекомендации
врача-психотерапевта (см. Открытые и закрытые психотерапевтические группы).
Существующие варианты А. п. предполагают широкий охват пациентов различных социальных
категорий и возраста. В связи с особенностями задач А. п. ее организация различна для разных
возрастных групп. Так, например, А. п. для детей раннего возраста проводится в виде медико-
психологической коррекции в кабинетах детских медицинских психологов в муниципальных
поликлиниках, помощь подросткам постепенно приобретает очертания самостоятельной службы внутри
психотерапии, в связи с чем в структуре муниципальных поликлиник, территориальных
психодиспансеров, региональных психотерапевтических центров организуются специальные кабинеты
для работы с подростками. В последнее время по инициативе медицинских администраций в некоторых
городах России возникают также и специализированные подростковые центры. Для лиц пожилого
возраста только начинают создаваться специализированные кабинеты. Особую группу пациентов в А.
п. составляют инвалиды, тяжелобольные и умирающие. Накапливается опыт психотерапевтической
Hosted by uCoz