система группы описывалась как единство в аналитических терминах, уже знакомых членам группы. По
мнению авторов, указанная методика способствует актуализации латентных конфликтов всех
участников, которые впоследствии «гомогенизируются». При этом стимулирование более глубокого
понимания причин болезни не рекомендуется и не производится. Таким образом, на этом этапе
развития А. г. п. психоаналитики отказались от обязательной интерпретации как единственной
стратегии осознания.
В настоящее время в А. г. п. наблюдается постепенная интеграция в традиционный
психоаналитический процесс методик, разработанных в других направлениях психотерапии. В свою
очередь, это потребовало и переработки теоретической базы групповой психотерапии с привлечением
концепций, позволяющих внутренне непротиворечиво описывать сочетания технических приемов.
Этот процесс интеграции можно наблюдать на примере современных вариантов групповой
психотерапии, имеющих аналитические корни, биографически ориентированных и балинтовских
групп.
См. также Активная групповая психотерапия Славсона.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Это одно из направлений психоанализа, автором
которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной
психологии Юнг (Jung С. G., 1875-1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской
церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончив гимназию в 1895 г., Юнг поступил в
Базельский университет, где изучал медицину, специализируясь по психиатрии и психологии. В круг его
интересов входили также философия, теология, оккультизм. Началом его творческой деятельности,
длившейся 60 лет, стала диссертация на тему «Психология и патология так называемых оккультных
явлений», написанная Юнгом по окончании медицинского факультета университета. С 1900 г. Юнг
работал ассистентом у известного психиатра Блейлера (Bleuler E.) в больнице для душевнобольных под
Цюрихом. В этот период он опубликовал свои первые клинические работы, позднее статьи о
применении разработанного им метода словесных ассоциаций и ввел понятие «комплекса». Эти работы
принесли ему международную известность. С 1905 г. Юнг начал преподавательскую деятельность в
университете в Цюрихе. В 1907 г. опубликовал исследование о раннем слабоумии. Эту работу он послал
Фрейду (Freud S.), с которым в том же году познакомился лично. Тесное сотрудничество и дружба с
Фрейдом, продолжавшиеся до 1913 г., имели необычайно важное значение в жизни Юнга. В 1910 г.
Юнг оставил Бурхгольцскую клинику, в которой занимал пост клинического директора. С этого времени
его практическая деятельность проходила в местечке Куснахт, на берегу Цюрихского озера, где он жил со
своей семьей. Частная практика росла день ото дня Юнг становится знаменитостью. Тогда же он стал
первым президентом Международной ассоциации психоанализа. Вскоре появляются публикации,
довольно четко обозначившие область его будущих жизненных и академических интересов и
определившие границы идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу
бессознательного психического. Разногласия обнаружились в понимании термина «либидо»,
определяющего, по Фрейду, психическую энергию индивида, во взглядах на этиологию неврозов, в
трактовке и интерпретации сновидений и пр. Юнг очень остро переживал разрыв с Фрейдом, момент
отдаления от которого совпал с периодом одиночества Юнга он оставил кафедру в Цюрихском
университете и вышел из Психоаналитической ассоциации. К этому же времени относится рождение
основных замыслов и идей, вошедших в историю науки как «А. п.». Во второй половине жизни Юнг
приобретает все большую международную известность не только среди психологов и психиатров. Его
имя вызывает огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний
философов, культурологов, социологов и др. Юнг много путешествовал по Африке, Северной Америке,
Индии. Результатом этих исследовательских поездок стала глава «Путешествия» в его
автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». Именно изучение различных
культур способствовало выдвижению Юнгом понятия «коллективного бессознательного», ставшего
ключевым для всей А. п. В поздних работах Юнг большое внимание уделял различным религиям, много
писал, продолжая при этом частную практику.
Основные понятия и методы А. п. сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон,
1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы
сознание и психическое бессознательное. Психология в первую очередь и по преимуществу наука о
|