сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется
возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то
выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание в значительной мере продукт
восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из
чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию
Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все,
что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из
неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции
ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с
внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим систему связей
между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят: 1)
ощущения, 2) мышление, 3) чувства, 4) интуиция. Если ощущение говорит, что нечто есть, то мышление
определяет, что есть эта вещь, т. е. вводит понятие; чувство информирует о ценности этой вещи. Однако
этими знаниями информация о вещи не исчерпывается, так как не учитывает категорию времени. Вещь
имеет свое прошлое и будущее. Ориентация относительно этой категории и осуществляется интуицией,
предчувствием. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции.
Перечисленные функции представлены в каждом индивиде с различной степенью выраженности.
Доминирующая функция определяет психологический тип. Юнг выводил закономерность
соподчиненности эктопсихических функций: при доминировании мыслительной функции подчиненной
является функция чувства, при доминировании ощущения в подчинении оказывается интуиция, и
наоборот. Доминирующие функции всегда дифференцированы, мы в них «цивилизованны» и
предположительно обладаем свободой выбора. Подчиненные функции, напротив, ассоциируются с
архаичностью в личности, бесконтрольностью. Эктопсихическими функциями не исчерпывается
сознательная сфера психического; ее эндопсихическая сторона включает: 1) память, 2) субъективные
компоненты сознательных функций, 3) аффекты, 4) инвазии, или вторжения. Память позволяет
репродуцировать бессознательное, осуществлять связи с тем, что стало подсознательным
подавленным или отброшенным. Субъективные компоненты, аффекты, вторжения еще в большей
степени играют роль, отведенную эндопсихическим функциям, являются тем самым средством,
благодаря которому бессознательное содержание достигает поверхности сознания. Центром сознания,
по Юнгу, является Эго-комплекс психических факторов, сконструированный из информации о
собственном теле, существовании и из определенных наборов (серий) памяти. Эго обладает огромной
энергией притяжения оно притягивает как содержание бессознательного, так и впечатления извне.
Осознается только то, что входит в связь с Эго. Эго-комплекс проявляет себя в волевом усилии. Если
эктопсихические функции сознания контролируются Эго-комплексом, то в эндопсихической системе
лишь память, и то до определенной степени, находится под контролем воли. Еще в меньшей степени
контролируются субъективные компоненты сознательных функций. Аффекты и вторжения и вовсе
контролируются «одной лишь силой». Чем ближе к бессознательному, тем менее Эго-комплекс
осуществляет контроль над психической функцией, другими словами, мы можем приблизиться к
бессознательному только благодаря свойству эндопсихических функций не контролироваться волей. То,
что достигло эндопсихической сферы, становится осознанным, определяет наше представление о себе.
Но человек не статичная структура, он постоянно изменяется. Часть нашей личности, пребывающая в
тени, пока неосознанная, находится в стадии становления. Таким образом, потенциалы, заложенные в
личности, содержатся в теневой, неосознанной стороне. Бессознательная сфера психического, не
поддающаяся прямому наблюдению, проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания,
которые Юнг делит на 2 класса. Первый содержит познаваемый материал сугубо личностного
происхождения. Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом, или личностным
бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое. Другой
класс содержаний, не имеющих индивидуального происхождения, автор определил как коллективное
бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного
психического бытия, а всего человечества как некоего общего целого, и, таким образом, являются
коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, Юнг назвал
архетипами. Архетип определенное образование архаического характера, включающее равно как по
|