форме, так и по содержанию мифологические мотивы. Мифологические мотивы выражают
психологический механизм интроверсии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной
психики. Сфера архетипического разума ядро бессознательного. Содержания коллективного
бессознательного не контролируются волей; они не только универсальны, но и автономны. Юнг
предлагает 3 метода для достижения сферы бессознательного: метод словесных ассоциаций, анализ
сновидений и метод активного воображения. Тест словесных ассоциаций, принесший Юнгу широкую
известность, заключается в том, чтобы испытуемый как можно быстрее ответил на слово-стимул
первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется. Эксперимент
после первого чтения повторяется снова. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции:
увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а
мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нарушенные реакции рассматриваются как «индикатор
комплекса». Под комплексом понимается сочетание ассоциаций, нечто вроде слепка более или менее
сложной психологической природы иногда травматического, иногда просто болезненного,
аффектированного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий
собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы отдельную маленькую личность».
Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или
фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патогенным условием. В том случае,
когда в задачи исследователя входило не выявление комплексов, а выяснение, «что бессознательное
делает с комплексами», автор применял метод анализа сновидений. Отдавая дань заслуге Фрейда,
поставившего проблему сновидений в изучении бессознательного, Юнг в толковании снов занимал
принципиально отличную от него позицию. Если, по Фрейду, сон есть «искажение, которое маскирует
оригинал» и преодоление которого ведет к комплексам, согласно Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам
по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, являясь «естественной
реакцией саморегуляции психической системы». Юнг видел в сновидении сигнал бессознательного о
том, что индивид «отклонился от собственного пути». Задача исследователя понять этот сигнал,
опираясь на чувства сновидца по поводу тех или иных образов сновидения, так как сны всегда являются
реакцией на сознательную установку и ключ к их пониманию поэтому находится у самого сновидца.
Появление в снах мифологических, архетипических образов свидетельствует о движении к целостности,
индивидуальной завершенности. Другими словами, погружение в глубины бессознательного приносит
исцеление. В связи с этим важное место в интерпретации сновидений Юнг отводил архетипическим,
мифологическим образам. Процесс излечения является процессом идентификации с целостной
личностью, с «самостью» ключевым архетипом в А. п. Важное место в психотерапии пациента на
пути к его целостности Юнг отводил осознанию переноса.
Психологический процесс переноса он
рассматривал как частную форму более общего психологического механизма проекции, возникающей
между двумя людьми. Перенос, по Юнгу, в отличие от фрейдовского понимания, несет не только
эротическое, но и все активные содержания бессознательного. Эмоции спроецированных содержаний
всегда образуют некое динамическое соотношение между субъектом и объектом это и есть перенос,
который по своему характеру может быть положительным и отрицательным. Перенос, возникающий в
процессе анализа, часто свидетельствует о трудностях установления эмоционального контакта между
врачом и пациентом дистанцию между ними бессознательное пациента пытается «покрыть» и
возводит компенсаторный мост. Интенсивность переноса пропорциональна важности проецируемого
содержания, значительности его для пациента. Чем дольше проецируется содержание, тем больше
аналитик включает в себя эти «ценности» пациента. Задача психотерапевта «вернуть» их пациенту,
иначе анализ не будет завершен. Для снятия переноса необходимо добиться от пациента осознания
субъективной ценности личностного и безличностного содержаний его переноса. Юнг выделял 4
стадии терапии переноса. На первой стадии пациент осознает факт проекции личностного
бессознательного и вырабатывает субъективную оценку тех содержаний, которые создают проблему. Он
должен ассимилировать эти образы со своим собственным психическим бытием, понять, что
приписываемые объекту оценки являются его собственными качествами. Лечение невроза, означающее
требование стать целостной личностью, предполагает «узнавание и ответственность за свое целостное
бытие, за его хорошие и плохие стороны, возвышенные и низменные функции». Если снятие проекции
личностных образов состоялось, но тем не менее перенос имеет место, наступает вторая стадия лечения
|