смещается вовнутрь» (Выготский Л. С.). Это создает предпосылки для возникновения новых задач и
мотивов дальнейшей собственной деятельности, которая превращается в «деятельность, направленную
в будущее» (Эльконин Д. Б.).
При проведении Н. д. г. п. X. к психотерапевту предъявляются очень высокие требования,
поэтому необходимы как постоянное взаимодействие и обсуждение с котерапевтом, так и достаточно
глубокая подготовка психотерапевта в рамках группового тренинга.
Основные показания для описанной формы психотерапии вытекают из того, что Х¸к делил
больных неврозами на 2 основные группы: невротические реакции (вегетативно-аффективные реакции,
условно-рефлекторные нарушения), которые преимущественно определяются и формируются
окружающей средой и поэтому возникают у очень многих людей при одинаковых условиях, и, с другой
стороны, невротические нарушения, при которых решающее значение имеют особенности развития
личности (первичное и вторичное невротическое развитие). Поскольку при невротических реакциях
структура личности пациента нарушена относительно мало, то обычно достаточно менее дорогостоящей
симптомоцентрированной психотерапии (аутогенная тренировка, поведенческая психотерапия и др.).
При невротических развитиях изменена структура характера пациента и общая структура
унаследованных и обусловленных предрасположением способов переживания и поведения, так что
возникают существенные конфликты между усвоенными и закрепившимися образцами поведения и
социального восприятия, с одной стороны, и требованиями к психической деятельности в жизненном
процессе с другой. Более адекватной и эффективной в этом случае является Н. д. г. п. X. Х¸к полагает,
что целесообразнее проводить ее в специализированных психотерапевтических отделениях,
построенных на принципах терапевтического сообщества (см. Терапия средой).
НАПРЯЖЕНИЕ В ГРУППЕ. Одна из характеристик атмосферы в психотерапевтической
группе, элемент групповой динамики.
Противоположным напряжению состоянием являются расслабление, разрядка, раскованность.
Однако в контексте групповой динамики в качестве противоположности напряжению рассматривается
групповая сплоченность, которая означает взаимное тяготение членов группы друг к другу и
обеспечивает поддержку, принятие и безопасность. Н. в г. выступает как центробежная сила,
возникающая в результате групповых конфликтов и столкновений между участниками группы и
направленная на разъединение, а групповая сплоченность как центростремительная сила,
направленная на сохранение группы, как прочность и устойчивость. Сплоченность и напряжение
выполняют в группе противоположные функции: первая является стабилизирующим фактором (под ее
влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность), а вторая
побуждающим фактором (она ведет к неудовлетворенности и стремлению что-либо изменить).
Учитывая противоположные функции Н. в г. и групповой сплоченности, многие авторы обращают
внимание на необходимость поддержания в психотерапевтической группе динамического равновесия
между ними.
Н. в г. является следствием внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности или подавления
тех или иных потребностей участников группы. Так, например, начало работы психотерапевтической
группы, как правило, характеризуется высоким уровнем напряжения (см. Фазы развития
психотерапевтической группы),
что обусловлено расхождением между ожиданиями пациентов и
реальной ситуацией в группе, в частности поведением психотерапевта, который прямо не направляет,
не инструктирует и не руководит группой. Возникающее и растущее напряжение побуждает участников
группы к активности, обсуждению актуальной групповой ситуации и собственных позиций и ролей. Н.
в г. связано с внутренним напряжением каждого члена группы и сопровождается самыми
разнообразными чувствами и состояниями тревогой, страхом, подавленностью, враждебностью,
агрессивностью и пр. Обычно в ситуациях напряжения пациенты демонстрируют привычные,
характерные для их поведения в реальной жизни стереотипы: подавляют свои чувства, пытаются их
скрыть, проецируют на других или открыто выражают, что само по себе имеет важное диагностическое
значение и дает материал для дальнейшей психотерапевтической работы. Возникающее в группе
напряжение может играть как положительную, так и отрицательную роль. Слишком высокое или
слишком длительное напряжение, холодная, неприязненная, враждебная атмосфера, если она не
компенсируется групповой сплоченностью и положительными эмоциями, может привести к
|