характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем
достижения инсайта и катарсиса, О.
вытесненных влечений, понимания психологических причин
невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик,
является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение
пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с
выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из
4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической
психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным
образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление
сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической
защиты.
О. иррациональных установок «неадаптивных когниций» («автоматических мыслей») или
основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он
оценивает воспринятое, главная задача когнитивной психотерапии.
Основной смысл когнитивной
психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы
воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент
обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание
события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий,
если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как
оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии
учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения
(многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы.
Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной
иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях
(иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей основная задача
психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К
числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные
установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что
вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает
эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их
персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее
эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта последовательно
структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил
(рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой
задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.
В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее
полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции
личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в
процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего
функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в
частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное
«Я», т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное «Я» представление
о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное «Я» в значительной степени формируется под влиянием
извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда
согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным «Я». По мере О. «Я»
у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора,
носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения
положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из
переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает
существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как
самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.
Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень
|