Navigation bar
  Print document Start Previous page
 359 of 825 
Next page End  

тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен,
переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим
переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает
состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования
соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной
психотерапии.
Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в
Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать
в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи
интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей «личность— ситуация—
болезнь»; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана.
О. взаимосвязей «личность—ситуация—болезнь» не имеет определяющего значения для собственно
психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и
осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О.
пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении
чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести
эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального
реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать
неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре
психопатологических расстройств — основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При
личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова,
особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более
адекватного самосознания и расширение его границ.
Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С
внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на
формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к
повышению эффективности психотерапии.
ОТВЛЕКАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО БЕХТЕРЕВУ. Относится к суггестивным методам
воздействия в состоянии бодрствования. Суть его состоит в отвлечении внимания больного от
патогенных мыслей, идей, болезненных воспоминаний, «дурных привычек» с одновременным
укреплением воли и «привитием более возвышенных взглядов, дающих больному возможность
справиться со своим болезненным состоянием». В. М. Бехтерев видит преимущество этого метода,
названного им «лечение перевоспитанием», в сочетании убеждения и внушения,
где внушение
применяется лишь как удобный способ отвлечения внимания от навязчивых мыслей, а убеждение,
осуществляемое в пассивном состоянии больного, направлено скорее на укрепление воли и
формирование новых «ассоциаций». Автор полагал, что в ряде случаев метод может быть более
эффективным, чем классический метод логического убеждения, так как борьба с болезненными
симптомами путем критического обсуждения может отнимать у пациентов много сил, а для больных со
слабо развитой критикой (как и для детей) «прием убеждения вообще должен быть признан
малодостигающим цели».
Больному предлагается закрыть глаза и углубиться в самого себя, ни о чем не думая. Если человек
не может рассеять свои мысли, ему советуют сосредоточиться на том, что он как бы засыпает. Затем в
больном стараются укрепить «убеждениями или внушениями» мысль, что он всегда должен «отвлекаться
от своей пагубной привычки и ни в коем случае ей не поддаваться», что у него для этой цели
достаточно воли и т. п. При этом необходимо привить больному и более высокие нравственные
взгляды, которые отстраняли бы его от болезненной привычки и поддерживали бы «стойкость его
воли», или направить его внимание на другие интересы или другой род деятельности. С больным
проводится ряд таких сеансов.
Метод применяется к пациентам с навязчивыми состояниями и навязчивыми действиями, к
больным, пережившим «те или иные нравственные потрясения», к пациентам с дурными привычками
(курение, злоупотребление алкоголем).
Hosted by uCoz