2) начинайте беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных аспектов его
поведения;
3) перейдя к проблеме, не повышайте голос, говорите от первого лица;
4) избегайте смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности партнера;
5) помните, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах это показатель доверия и
искренности;
6) старайтесь ограничить длительность обсуждения 1 часом;
7) напоминайте себе и партнеру, что конструктивное разрешение проблемы выигрыш для вас
обоих;
8) при интенсивных, но неудачных попытках прийти к откровенному диалогу с партнером
обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту как к посреднику.
Существенная роль в психотерапии принадлежит религиозно-мировоззренческому аспекту.
Авторы отмечают, что ни в какой другой области не вытесняются так отчетливо религия и смысл, как в
психологии, медицине и психотерапии. Между тем веру, религию и мировоззрение можно считать
общей системой отношений (базовой концепцией), формирующей установки и способы поведения. Так,
религиозно-мировоззренческие установки могут служить базовой информацией об отношении к
сексуальности (сексуальные запреты и нормы, обычаи сексуального поведения), о воспитании (роль
родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о
профессии (ограничение профессиональных возможностей, мотивация, стоящая в основе
профессиональной деятельности, например служение человечеству, стремление к самореализации,
работа как цель жизни, работа как общественное поручение, работа как нагрузка или уклонение от
реальных задач), о партнерстве (равноправие между мужчиной и женщиной, мировоззренческая оценка
партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как союза для получения
удовольствий, как совместного прогресса), о социальных контактах (предписываемые социальные
отношения, например между индийскими кастами или социальными группировками, слоями и
классами; предписываемые религией ситуации общения, например совместные молитвы, общие
праздники, хоровое пение, медитация или работа, требования социального аскетизма).
Авторы не противопоставляют свою психотерапевтическую систему другим концепциям,
используют при необходимости психодинамические и поведенческие приемы, подчеркивая значимость
собственной концепции в формировании контакта с пациентом и доступных его пониманию
психотерапевтических целей (баланса). В отличие от других позитивно-ориентированных современных
методов, П. п. п. Н. П. и X. П. не фиксируется только на позитивных аспектах, а последовательно
прорабатывает и позитивные, и негативные (от позитивных аспектов проблемы к негативно
окрашенным конфликтам и далее к реалистичной проработке перспектив).
См. также Краткосрочная позитивная психотерапия.
ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА. Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во
взаимоотношениях с пациентами.
Ведущие параметры: авторитарность партнерство в выборе целей и задач психотерапии и
директивностьнедирективность в их технической реализации, являющаяся одновременно мерой
разделения ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.
Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитарностипартнерства и директивности
недирективности, позволяет разграничить метафорически описываемые «родительские и партнерские»
позиции. Выбор позиции, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта
и установок пациента (высокая экстернальность коррелирует с предпочтением авторитарных и
директивных психотерапевтов), а с другой диктуется концептуальной позицией («школой»)
психотерапевта и техническими особенностями используемых методов психотерапии. Авторитарная
позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а «матери» для
медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной психотерапии,
нейтральная позиция «зеркала» психодинамическим методам и позиция «директивного брата»
позитивной психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность
сознательно и пластично занимать различные позиции исходя из интересов пациента и требований
используемых методов.
|