Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к пациенту как к «объекту» врачебных
манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над
своими пациентами) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный
партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного «субъекта», на
пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в круге», на демократичном
образе психотерапевта («простого парня» или «затейника»).
В групповой психотерапии вслед за Шиндлером (Schindler R.) выделяют альфа-позицию
эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и
дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции могут
занимать все члены группы, но групповые психотерапевты занимают их сознательно соответственно
фазе развития психотерапевтической группы.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. С его помощью решаются
следующие задачи:
1) формирование нового стереотипа поведения;
2) усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;
3) ослабление нежелательного стереотипа поведения;
4) поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях.
Обычно на практике решаются по крайней мере две задачи (вторая и четвертая или третья и
четвертая), чаще же работа с пациентом направлена на реализацию второй, третьей и четвертой задачи.
Задача формирования нового стереотипа поведения обычно возникает в работе с детьми,
отличающимися выраженным девиантным поведением, или с больными, имеющими грубые
постпроцессуальные изменения личности.
Использование этих методик предполагает обязательный анализ каждого клинического случая в
реальной ситуации, наблюдение за поведением больного или проявлениями его симптоматики в
данных условиях. Это позволяет выявить подкрепляющие стимулы, которые различаются по параметру
«приятныйнеприятный». Положительное подкрепление это предъявление стимула, вызывающего у
пациента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих
реакций. Отрицательное подкрепление это изъятие, удаление стимула, вызывающего негативно
окрашенную эмоциональную реакцию, и поэтому также приводящее к усилению определенных
поведенческих реакций. Два указанных выше понятия позволяют охарактеризовать подкрепляющий
стимул по поведенческим данным, а не по субъективной оценке наблюдателя. С учетом этого
становится ясно, почему, например, переживание боли у мазохиста является положительным
подкреплением. Нейтральные стимулы это стимулы, которые не оказывают воздействия на
поведение, хотя, с субъективной точки зрения наблюдателя, могут вызывать положительную
эмоциональную реакцию. Безусловные подкрепляющие стимулы не зависят от предшествующего
обучения. Это стимулы, вызывающие врожденные реакции (пища, вода), к ним же можно отнести и
определенный уровень сенсорной стимуляции. Подкрепляющая сила их зависит от периода депривации
и возрастает при удлинении последнего. В повседневной жизни преобладают подкрепляющие стимулы,
приобретающие указанные выше характеристики под влиянием процесса обучения, т. е. условные
подкрепляющие стимулы. Чаще всего это социальные стимулы (внимание, похвала, одобрение,
признание, положительная оценка и т. д.). Анализ конкретных случаев, например истерического
приступа, позволяет отметить усиление и учащение приступов в определенных ситуациях, когда
проявляется забота о пациенте, оказывается ему внимание (можно сказать нежелательное внимание)
со стороны окружающих, близких, соседей по палате, медицинского персонала. Наблюдение за
|