пользоваться только этим списком; письменный учет калорийности позволяет быть еще более
последовательным в достижении этой цели); 3) научить пациента умению манипулировать периодом
депривации, не доводя его до уровня потери контроля.
Решить задачу уменьшения нежелательного стереотипа поведения можно с помощью нескольких
методик:
1) методики наказания;
2) угашения;
3) насыщения;
4) лишения всех положительных подкреплений;
5) оценки ответа.
Угашение относится к поведенческим методикам и основано на принципе исчезновения
реакции, положительно не подкрепляемой. Проходит оно те же этапы, что и при положительном или
отрицательном подкреплении. Важным здесь представляется диагностический этап, когда
устанавливаются аспекты окружения, подкрепляющие нежелательное поведение. Угашение
предполагает лишение больного всех положительных подкреплений только данного нежелательного
стереотипа поведения. Скорость угашения зависит от того, каким образом в реальной жизни раньше
подкреплялся этот стереотип. Методика угашения требует значительного времени, потому что, прежде
чем нежелательное поведение начинает угасать, оно проходит период первоначального возрастания по
частоте и силе.
Методика насыщения основана на том, что поведение, даже положительно подкрепляемое, но
продолжающееся в течение длительного времени, имеет тенденцию истощаться само, а положительное
подкрепление теряет свою силу.
Лишение всех положительных подкреплений является одним из вариантов угашения. Наиболее
эффективным способом считается изоляция, но в реальной жизни она практически сводится к
социальной изоляции, например в случае удаления одного ребенка в другую комнату при сохранении
окружения без изменения. Иногда такая изоляция вызывает положительное подкрепление или означает
прекращение действия неприятного стимула, имевшегося в реальной ситуации (например, отсутствие
столкновения ребенка с агрессивно проводящим свою линию родителем, т. е. фактически возникает
ситуация негативного подкрепления).
Методику оценки ответа точнее можно было бы назвать методикой штрафов. Она используется
только с положительным подкреплением, и суть ее сводится к уменьшению числа позитивных
подкреплений за нежелательное поведение. Программа составляется таким образом, чтобы уменьшение
определенных положительных подкреплений не могло быть легко заменено другими положительными
подкреплениями. Система штрафов должна применяться как можно реже.
Данные приемы описаны отдельно лишь из методических соображении, в практической же
работе ни один из них не применяется изолированно. Комбинации методик определяются целью
проводимой программы, а искусство психотерапевта состоит в умелом использовании различных
сочетаний применительно к каждому конкретному случаю.
ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ (лат. progressus движение вперед).
Направление развития психотерапии от менее совершенных к более совершенным теориям и методам.
В науке понятие прогресса определяется как развитие и совершенствование, для которого
характерен переход от низших форм к высшим. Оно может быть применимо к какой-либо системе в
целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта и противоположно понятию
регресса, который предполагает обратное движение от высшего к низшему, снижение уровня, утрату
имевшихся функций либо возврат к более ранним и изжившим себя функциям и структурам.
П. п. в п. обусловлено междисциплинарным ее характером, а также особым местом, которое она
занимает в общественном сознании. По отношению к обществу и общественному сознанию
психотерапия является особой наукой, поскольку объектом ее изучения и практического приложения
является личность инструмент общественного взаимодействия человека. Неудивительно, что многие
достижения психотерапии не только проникают в массовую культуру, становятся ее психологическими
атрибутами, но и сами изменяются под влиянием общественного сознания, приобретают
дополнительные значения и зачастую искажаются, взаимодействуют с доминирующими тенденциями
|