храмы, на долгие годы становясь частью христианских обрядов.
Современный этап психотерапии начинается с психоанализа Фрейда (Freud S.). Популярность
психоанализа в Европе в начале XX в. можно объяснить, с одной стороны, слабостью научной базы
психологии, а с другой определенной готовностью общества к восприятию идеи о сложности,
многообразии и противоречивости человеческой психики. Одной из причин притягательности
психоанализа явились также пуританские идеи европейского общества, высокий авторитет врачей. На
этом фоне медицинская наука, ищущая корни заболеваний в заблокированной сексуальности, становится
не только полезной, но и популярной. Длительность аналитической психотерапии находится в
определенной связи с общественно-политическим укладом. Основными «потребителями»
психоаналитической психотерапии становятся представители среднего класса, достаточно
образованные, готовые посещать психотерапевтические сеансы в течение долгого времени. При анализе
истории жизни и лечения некоторых пациентов Фрейда и других ортодоксальных психоаналитиков
складывается впечатление, что психоанализ во многом представлял собой образ жизни, стиль
самопознания, интересное и духовно полезное времяпрепровождение.
Многочисленные оппоненты психоанализа, и в первую очередь бихевиористы, в 30-40-х гг.
получили значительную поддержку со стороны социальной среды. Неслучайно развитие поведенческой
психотерапии совпало по времени с изменением ритма жизни общества, всплеском общественной
активности, ростом популярности точных наук. В новой психотерапии была заинтересована другая
категория пациентов деловые люди, бизнесмены, служащие. У тех, кто мог платить психотерапевту,
было мало свободного времени. Медико-социальный заказ этого пациента как можно быстрее
освободиться от симптомов и вновь окунуться в деловую и общественную жизнь.
Симптомоцентрированная направленность поведенческой психотерапии вполне отвечала
потребностям пациентов.
Следующий этап развития психотерапии «окрашен гуманистическими красками».
Возникновению и развитию гуманистического направления в психотерапии также предшествовали
изменения в общественном сознании. Рост благосостояния людей в развитых странах способствовал
культурному росту населения и увеличению свободного времени. В индустриальном обществе, и в
первую очередь в США, осознаются новые тенденции и возникают новые потребности в смысле
жизни, в преодолении одиночества, разобщенности, формальности обыденного общения. Для этого
привлекается гуманистическая психотерапия и ее «группы встреч» с осознанно личностной
ориентацией. Таким образом, возникновение новых проблем вновь сопровождается адекватным
ответом со стороны психотерапии. На этом этапе динамические и поведенческие подходы несколько
проигрывают в сравнении с методами, ориентированными на личностный рост.
Новый этап в развитии психотерапии лишь намечается, хотя очертания его становятся уже
очевидными. В определенном смысле настоящий этап ведущих социальных тенденций можно
охарактеризовать как партнерский. В бизнесе на смену частной собственности приходит
обобществленная собственность акционеров. После психотерапии самой популярной из
психологических наук становится социальная психология, теория и практика психологического
консультирования.
В психотерапии усиливаются интегративные тенденции, настоящий этап ее
развития можно было бы определить как этап интегративной психотерапии с конвекциальной формой
ее проведения.
Указанные тенденции лишь схематично отражают процесс взаимодействия психотерапии и
общественного сознания. Наблюдаются и отхождения от основных направлений развития, которые
только подтверждают связь психотерапии с ментальностью общества. На территории бывшего СССР по
идеологическим причинам не получило развития ни одно из современных основных направлений
психотерапии. Государство позитивно оценивало (сознательно, а возможно и бессознательно) главным
образом гипносуггестивные техники с их преимущественно директивной направленностью. Личностно-
ориентированные системы психотерапии до настоящего времени находятся скорее на этапе
становления.
П. п. в п. в современной психотерапии связано с внедрением в психотерапевтический процесс
новейших технических средств, прежде всего видеотехники, значительно расширяющей границы
использования различных методов и создающей необходимые предпосылки для развития
|