шаблонами (Томэ X., К¸хеле X., 1996).
Гринсон (Greenson R. R., 1965, 1966) считает, что «только аналитическая работа, ведущая к
инсайту, и может быть названа аналитической работой в подлинном смысле, в то время как ее же,
ведущую от инсайта к изменениям в поведении, отношении и структуре, следует считать П. п.». Далее
он перечисляет ее элементы.
1. Повторение интерпретаций, особенно анализ трансферентных сопротивлений.
2. Разрушение изоляции, отделяющей аффекты и импульсы от переживаний и воспоминаний.
3. Расширение и углубление интерпретаций, раскрытие множественных функций и детерминант
прошлой жизни и производных поведенческих фрагментов.
4. Реконструкции прошлого, помещающие пациента и другие жизненно важные фигуры из его
окружения в живую перспективу, сюда относятся и реконструкции образа самого себя в различные
промежутки прошлого.
5. Изменения, ведущие к облегчению в реакциях и поведении, в свою очередь позволяющие
ранее заторможенному пациенту решиться на проявления новых типов реакций и поведения в
отношении импульсов и объектов, которые до этого он считал опасными для себя. Обычно пациент
сначала подвергает проверке это новое для себя поведение в аналитической ситуации, а затем уже
реализует во внешнем мире. Это новое поведение является в какой-то мере менее искаженной
производной опыта ранних лет пациента.
Томэ, К¸хеле (1996) указывают на то, что П. п. имеет качественные и количественные аспекты,
которые можно также наблюдать в процессах обучения, особенно при переучивании. Многие пациенты
спрашивают себя и аналитиков, сколь часто они будут вынуждены терпеть некоторые ситуации, прежде
чем обретут способность справляться с ними иным, и лучшим, путем. Например, сколько раз пациент
должен иметь позитивное переживание, встречаясь с кем-то, обладающим авторитетом, чтобы
преодолеть свою социальную тревогу и более фундаментальную кастрационную тревогу?
Таким образом, П. п. происходит как внутри, так и вне аналитической ситуации. Некоторые
пациенты добиваются таких изменений в поведении без помощи аналитика, но обычно этого нельзя
ожидать. Психология научения свидетельствует, что различные области познания, автономные
процессы и психомоторные способности могут развиваться во многом независимо друг от друга. Чтобы
интегрировать эндопсихические процессы с помощью обратной связи,
требуются особые процессы
обобщения. В психоаналитической психотерапии это происходит во время П. п.
ПСИХОАНАЛИЗ. Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.).
Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга
(Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. Неопсихоанализ),
является представление о
бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.
П. (см. Классический психоанализ) включает теории общего психического развития,
психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, таким образом,
законченной и целостной системой.
Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая основана на понятии
о психическом аппарате (структурная и топографическая модели личности), два варианта процесса
мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития
легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. На ее базе Фрейд описал
генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии
развития сексуальности, и учение о сублимации. Теория происхождения неврозов включает
представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это «переживание, возникающее в
результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют
одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». Классифицируя неврозы, Фрейд
выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической
симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.
Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и
возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы (см.
Психоаналитические методы).
В одной из своих работ он писал: «Предположение о бессознательных
психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и
|