эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории;
никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их». О цели психоаналитической
терапии Фрейд писал: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. бессознательные психические процессы
должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в
экзистенциальную организацию.
Основоположниками П. считаются также Юнг, создатель аналитической психологии,
и Адлер,
основатель индивидуальной психологии.
Оба были учениками Фрейда, затем из-за принципиальных
разногласий отошли от его П. и создали свои собственные концепции.
Юнг ввел понятие об архетипах психических структурах, составляющих содержание
коллективного бессознательного. Архетипы определяют характер символики сновидений, сказок,
мифов, могут также выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Цель
психоаналитической терапии в концепции Юнга отличается от представленной в психоанализе Фрейда,
который сравнивал психоаналитический метод со скальпелем хирурга, вырезающим больную ткань, а
задача природы излечивать рану. Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного
неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями. Цель
психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в
укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости. Если по Фрейду,
«где было Ид, там будет Эго», то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: «Самость
должна заменить Оно». Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов
сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, «если человек живет, он должен бороться и
жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту»; по Фрейду, это значит, что человек
должен «договориться с реальностью».
Адлер в невротическом состоянии видел переживание слабости и беспомощности, которые
описывал как «комплекс неполноценности». Его индивидуальная психология определяет невротические
симптомы как проявление борьбы по преодолению чувства недостаточности, их развитие видит как
«бегство в болезнь», «желание власти» или «мужской протест». Первый и третий пути направлены на
привлечение внимания к себе, «желание власти» входит в конфликт с ощущением общности с другими
людьми. Адлер определил невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность; основной
феномен психических расстройств усматривал не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом
характере, неадекватном аттитюде жизни.
Дальнейшее развитие П. осуществлялось в рамках неопсихоанализа (Шульц-Хенке (Schultz-Henke
H. и др.). Особую роль в нем сыграло направление, придающее большее, чем классический П., значение
социокультурным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и
формирование невротических симптомов. Оно получило название культурного психоанализа. Наиболее
видными его представителями являются Хорни (Horney K.), Фромм (Fromm E.), Райх (Reich W.). Среди
других направлений неопсихоанализа значительным влиянием пользуется Эго-психологическая теория
психоаналитической психотерапии Гилла, Стоуна, Бибринга и др. и концепция объектных отношений
Кляйн (Klein M.) (см. также Психоаналитическая психотерапия объектных отношений по Кернбергу).
В настоящее время различают П. и психоаналитическую (психоаналитически-ориентированную)
психотерапию. Эти две формы лечения основаны на теории Фрейда о динамике бессознательного и
психологическом конфликте. Главная их цель стремление помочь пациенту осознать причину
внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и
проявляющихся как симптомами, так и формированием определенных болезненных паттернов
поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте.
П. наиболее интенсивный и строгий по форме тип психотерапии. Пациент посещает
психоаналитика 3-5 раз в неделю; продолжительность лечебного курса от нескольких месяцев до
нескольких лет. Больной лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. Пациент
стремится к свободному ассоциированию, т. е. пытается сказать все, что приходит ему в голову, чтобы
проследить движение мыслей к их ранним корням; говорит также о сновидениях и чувствах переноса,
возникающих в процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение,
чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые часто бессознательно воздействуют на его
жизнь. Для П. важно, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, был психологически
|