создании «непонятной» эмоциональной атмосферы, которая непосредственно не относится к
субъективному переживанию пациента и должна диагностироваться при помощи эмпатического
осознания психоаналитиком всей эмоциональной ситуации во время психоаналитического занятия. Это
требует специальной «аналитической эмпатии» (при сохранении в целом технически нейтральной и
интерпретационной функций психоаналитика), которая должна быть частью способности
психоаналитика диагностировать все эти различные проявления бессознательных интрапсихических
конфликтов в аналитической ситуации.
Главными психотерапевтическими задачами при пограничных расстройствах личности,
указывает Кернберг, являются: трансформирование примитивных переносов в более развитые (что
выражается в преобразовании диссоциированных или расщепленных объектных отношений в
интегрированные объектные отношения); в связи с этим необходимо трансформировать
эгоорганизацию с примитивными защитными формами, сконцентрированными вокруг расщепления, в
интегрированное «Я» с защитными формами, сконцентрированными вокруг подавления; такая
трансформация приведет к дифференциации «Я», Сверх-Я и Оно как интегрированных структур. Этот
лечебный процесс, осуществляемый средствами интерпретации и эмпатического осознания по мере
чередования проявлений «Я» и объекта во взаимоотношениях с психотерапевтом, способствует началу
проработки и разрешению примитивных констелляций защитных форм, характерных для пограничных
расстройств личности.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЯ АБРАХАМА. Абрахам Карл (Abraham K.,
1877-1925). Первый немецкий психоаналитик. Стажировался в качестве психиатра в клинике Блейлера
(Bleuler E.); от него и его ассистента Юнга (Jung С. G.) узнал о психоанализе и заинтересовался им. С
1907 г. и до конца своих дней поддерживал тесные дружеские отношения с Фрейдом (Freud S.),
оставаясь единственным учеником, с которым у Фрейда не было конфликтов личного или научного
порядка. Основал в Берлине психоаналитический институт первое в мире учебное заведение по
подготовке психоаналитиков, где под его руководством получили образование такие видные ученые, как
Дойч (Deutch H.), Кляйн (Klein М.), Радо (Rado S.), Хорни (Horney K.) и др. С 1914 г. президент
Международной психоаналитической ассоциации.
Короткая жизнь не позволила Абрахаму оставить после себя капитальные научные монографии,
но его статьи поражают богатством развиваемых в них идей.
Значителен вклад Абрахама в психоаналитическую характерологию. Он указал на важность
относительной автономии оральных и анальных телесных функций ребенка в формировании здорового
чувства собственной ценности. Нарушения этой автономии в процессе неадекватного воспитания
вызывают глубокие переживания беспомощности и оставляют стойкие последствия в виде реактивных
характерологических деформаций. Перу Абрахама принадлежит классическое описание анального типа
характера, обозначаемого в психиатрии как обсессивный, с его стремлением к порядку, чувством
малоценности себя и окружающих, склонностью к схематизации мышления, постоянной антиномией
между возможностью совершения действия и обязанностью его выполнения, колебаниями между
самоотдачей и самоутверждением, проблемами отношения к деньгам и собственности, потребностью
коллекционирования, сексуальными отклонениями, в которых анальная зона играет особую роль,
внешней подчиняемостью, за которой скрывается упрямство и отвергание. В описании орального типа
характера Абрахам убедительно показал, что позитивный оральный опыт, приобретенный в ходе
адекватного кормления, способствует формированию в последующем базисного чувства оптимизма,
тогда как при неадекватном обращении в процессе кормления в структуру характера включается
садистический компонент, проявляющийся в грудном возрасте в тенденции кусать сосок, а в
последующей жизни в самых разнообразных формах враждебности к окружающим, отражаясь в том
числе на выборе профессии и партнеров. В описании генитального характера, формирующегося по
разрешении эдипова конфликта, Абрахам разделяет инфантильную фазу, для которой характерны
постоянные колебания между любовью и ненавистью, привязанностью и отверганием, и так
называемую постамбивалентную фазу зрелой генитальности, в которой человек демонстрирует
способность к установлению стабильных межличностных отношений и постоянную обращенность к
профессиональной деятельности.
Абрахам автор ряда пионерских работ по прикладному психоанализу в области культурологии.
|