Поскольку многие художественные произведения основаны на сознательных и бессознательных
фантазиях их создателей, Абрахам с успехом использовал технику психоаналитического толкования
сновидений для раскрытии механизма формирования этих фантазий. Он показал, что многие мифы
представляют собой коллективные фантазии народов. Подобно тому, как в индивидуальном сне
проявляются желания, которые человек в бодрствующем состоянии у себя не признает, общие для
многих людей желания могут найти свое отражение в народном мифе. Абрахам показывает
общечеловеческий характер некоторых мифов, проводя интересные параллели между древнегреческим и
индийским эпосом. Анализируя жизнь древнеегипетского царя Эхнатона (XIV в. до н. э.), Абрахам
показал роль эдипова конфликта в его биографии. Ненависть к своему отцу и сильная любовь к матери,
которую он перенес затем к жене Нефертити, сопровождались у него отверганием религиозных
авторитетов и насаждением, вместо принятого тогда многобожества, преклонения перед единым
абстрактным божеством «правда и справедливость», которое он представлял себе в женском образе
солнца. Таким образом, Эхнатон оказался, по существу, основателем монотеизма, появившегося в
иудаизме и христианстве лишь спустя несколько столетий. Делая анализ произведений какого-то
отдельного автора, Абрахам признавал, что в этой «психологии искусства» речь идет не столько о самом
произведении, сколько о его авторе, однако это не делает результат анализа менее интересным ни для
психолога, ни для искусствоведа.
Абрахам блестяще развивал теорию своего учителя. Ему принадлежит решающий вклад в
создание системы подготовки психоаналитиков и в организацию международного психоаналитического
движения.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Согласно концепции Фрейда (Freud S.),
бессознательному закрыт прямой доступ в сознание, у порога которого находится «цензура». Но
вытесненные влечения не лишаются своей энергии и потому постоянно стремятся пробиться в
сознание. Они могут сделать это только частично, путем компромисса и искажения. Искаженные и
замаскированные влечения, обманув бдительность «цензуры», проникают в сознание, где остаются
неузнанными и где их находит исследователь и подвергает анализу. Термин «анализирование» включает
в себя четыре различные процедуры:
1) конфронтация пациенту необходимо показать, что он избегает чего-то; он должен различать
тот психический феномен, который является предметом анализа;
2) прояснение (кларификация) помещение значимых деталей в четкий фокус;
3) интерпретация преобразование неосознанных деталей в осознанные, при этом
психоаналитик использует свое собственное бессознательное, свою эмпатию и интуицию, так же как и
свои теоретические знания;
4) тщательная проработка, комплекс процедур и процессов, которые имеют место после инсайта;
это психоаналитическая работа, открывающая путь от инсайта к изменениям и, как правило, требующая
большого количества времени для того, чтобы преодолеть сопротивление, препятствующее тому, чтобы
понимание привело к изменению, и для создания прочных структурных изменений.
Наиболее важная психоаналитическая процедура интерпретация; все остальные подчинены ей
теоретически и практически: это шаги, которые либо ведут к интерпретации, либо делают ее
эффективной. Таким образом, П. м. сводятся к интерпретирующему (истолковывающему) анализу
упомянутых выше компромиссных образований сознания.
Эти дериваты бессознательного проявляются в симптомах, сновидениях, идеях, а также в целом
ряде очень распространенных обыденных жизненных явлений обмолвках, описках, ошибочных
действиях, забывании слов и имен и т. д. Им посвящена работа Фрейда «Психопатология обыденной
жизни» (1901). В сновидении психоаналитик различает явное содержание образы, взятые из
впечатлений ближайшего дня, которые легко вспоминаются и рассказываются, и скрытые мысли, о
существовании которых сознание часто и не подозревает.
Для проникновения в бессознательное психоаналитики используют процедуру свободных
ассоциаций, или свободного фантазирования, которой придают большее значение, чем другим способам
продуцирования материала в психоаналитической ситуации, и которая известна как фундаментальное
правило психоанализа. Суть ее заключается в том, что надо ослабить все задерживающие и
критикующие инстанции сознания. Пусть приходит в голову все, что угодно, самые нелепые мысли и
|