Navigation bar
  Print document Start Previous page
 451 of 825 
Next page End  

пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь
привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе
был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера
(Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. — во Франции.
Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.),
Блейлер (Bleuler E.) и др.
Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали
психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по
изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее
образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы
отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих
странах ведется преподавание П.
Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности,
связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в
последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических
проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение
психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает
изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние
человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К
таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим
психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия
работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана
помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого
естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового,
пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П.
быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П.
опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию
— П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию — П. пожилого и
старческого возраста и т. д.
Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические
транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-
психологических средовых факторов.
Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с
помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в
кризисных состояниях; обеспечения «гигиенической зрелости» коллективов; разработки оптимальных
режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы
психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь,
позитивная,
поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.
Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются
специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в
кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-
профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической
и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное
консультирование и др.
ПСИХОГИМНАСТИКА. Один из невербальных методов групповой психотерапии, в
основе
которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в
группе. П. предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью
движений, мимики, пантомимы. В основе П. лежит система приемов, разработанных чешским
психологом Юновой (Junova H., 1975), и невербальные методики, используемые в группах встреч.
П. позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов; это метод
Hosted by uCoz