его высказывания. Для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как
дистанция между собеседниками, направленность корпуса тела, степень контакта взглядом,
обращенность корпуса и др. Теплое, эмпатическое отношение психотерапевта к пациенту выражается
короткой дистанцией между ними, прямым контактом, взглядом, улыбкой, обращенностью позы к
пациенту, свободным и ненапряженным положением рук, доброжелательными и уверенными
интонациями голоса и др. Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и «холодное» отношение
психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда и корпуса в сторону, в небрежности
позы, наличии «преграды» (стола) между ними, отсутствии улыбки, скованности в положении тела и
рук (барабанит пальцами по столу), в невыразительных и официальных интонациях голоса и др.
Аналогичные признаки невербального поведения отмечаются у пациента при его положительном или
отрицательном отношении к психотерапевту. При хорошем П. к. пациент в невербальной связи
стремится к синхронности: телодвижения больного, положение рук, кивки головой, движения век,
дыхание и т. д. координируются со звуками и содержанием речи психотерапевта. Продолжительность,
темп и громкость речи, частоту пауз он также синхронизирует с вербальным поведением
психотерапевта. Невербальный аккомпанемент открытого словесного выражения эмоционального
отношения друг к другу нейтрализует, подчеркивает их или производит противоположное воздействие.
В различных психотерапевтических направлениях отмечаются своеобразные акценты на главном
лечебном механизме П. к. В психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос и
контрперенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и неизжитых
эмоциональных отношений к родителям. Предполагается, что пациент вновь попадает в зависимость,
теперь уже к психоаналитику, и в результате проработки возникшего невроза переноса освобождается от
этой зависимости. В клиент-центрированной психотерапии создание эмпатической коммуникации
позволяет избежать переноса, и благодаря особым терапевтическим условиям П. к. (триада Роджерса)
появляется возможность нового понимания себя и своей жизни, ответственного и самостоятельного
решения возникающих проблем. Лечебным механизмом П. к. при проведении личностно-
ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является
выявление и анализ, в условиях доверительности, эмоционально теплого общения, основного
стереотипа в системе отношений личности пациента, нарушающего его самооценку и межличностное
функционирование. Своеобразием отличается подход к пониманию П. к. на основе трансактного
анализа.
Поведение пациента отражает в каждый момент общения с психотерапевтом одну из сторон
его «Я»: взрослого «Я», родительского «Я» и «Я» ребенка. Так, если психотерапевт, вместо того чтобы
искать причины нарушения пациентом лечебных предписаний, ограничивается критикой или
морализированием, пациент реагирует страхом и покорностью или возмущается «наставлением»
психотерапевта. В этом случае П. к. строится по типу «родитель ребенок».
После установления первоначального П. к. между психотерапевтом и пациентом процесс
общения приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе
психотерапии или изменяются на разных ее этапах. В. А. Ташлыков (1984) выделяет два основных типа
ролевого взаимодействия в П. к.: руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета
(власти) специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений «врачпациент», при
которой врач доминирует, занимает ведущую, активную позицию, берет на себя ответственность за
решение основных задач в период лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно
малоактивным, пассивным объектом терапии. Такой психотерапевт наделяется «магическими»
качествами, и больные особенно восприимчивы к его суггестивным влияниям. Социально незрелым
пациентам с выраженной зависимостью при слабой мотивации к лечению этот тип контакта полезен,
особенно на первом этапе лечения. В амбулаторных условиях при отказе психотерапевта от руководства
в отношениях с указанными больными они стремятся прервать лечение и найти другого врача,
удовлетворяющего их потребность в зависимости. Психотерапевт при этом применяет методы
психотерапевтического воздействия, содержащие успокоение, разъяснение, убеждение, внушение,
вселяет надежду, дает советы, рекомендации. П. к. отражает не только социальную (руководство и
партнерство), но и эмоциональную дистанцию (эмпатический и эмоционально нейтральный подходы).
Психотерапевтическое руководство в сочетании с эмоциональной поддержкой позволяет пациентам
посредством подражания и идентификации лучше усваивать воздействие психотерапевта и тем самым
|