тренировка.
Обзор исследований по применению этой методики в клинике нервных болезней
приведен в монографии А. Г. Панова и др. (1980). В работе подчеркивается, что аутогенная тренировка
более адекватна при восстановительной терапии остаточных явлений органических заболеваний
центральной нервной системы, прежде всего для устранения широкого круга функциональных
расстройств невротического и неврозоподобного характера. Заслуживают особого внимания данные об
использовании аутогенной тренировки с целью расслабления отдельных мышечных групп при таких
терапевтически резистентных формах заболеваний, как спастическая кривошея, лицевой параспазм и др.
Возрастает число примеров лечения нервно-психической патологии с использованием принципа
биологической обратной связи.
Этот метод дает хороший терапевтический результат при лечении
церебрального арахноидита с преимущественно судорожным синдромом, у больных с последствиями
травм позвоночника и спинного мозга, при активной восстановительной терапии больных с
постинсультными двигательными нарушениями. Многочисленная литература посвящена
использованию этого метода при лечении мигрени.
Накапливается опыт проведения групповой психотерапии при различных заболеваниях нервной
системы. Групповая психотерапия больных, страдающих сосудистыми заболеваниями, описана И. М.
Вишем, В. Я. Романюком (1981), С. Ю. Мышляевым (1994) и др. На первых занятиях рассматривались
особенности заболевания (течение, прогноз); в дальнейшем обсуждались проблемы, волнующие обычно
таких пациентов, необходимость и пути повышения их эмоционально-волевой и социальной
активности, коррекция установок и отношений к различным социально-бытовым условиям, адекватное
отношение к симптомам заболевания, противодействие их возникновению. Обсуждались проблемы,
связанные с возвращением больных в семью (здесь важна и семейная психотерапия),
подготовкой к
выходу на пенсию и, в связи с этим, к новому укладу жизни. При соответствующих показаниях
групповую психотерапию можно сочетать с гипнотерапией и другими видами психотерапии в той же
группе. Авторы отмечают также, что при проведении психотерапии у больных с сосудистыми
заболеваниями нервной системы необходимо учитывать их повышенную ранимость и лабильность
психики; неосторожное поведение психотерапевта может привести к ятрогениям и дидактогениям.
Т. Д. Демиденко (1982), О. А. Балунов, Т. Д. Демиденко, О. Г. Садов и др. (1986) разработали
методы психотерапии постинсультных больных. Объектом лечебного воздействия являлись реактивно-
личностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление), особенно выраженные у
больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций. Лечение осуществлялось в
малых группах и включало различные формы рациональной психотерапии групповые занятия с
использованием приемов «психотерапевтического зеркала», «коррекции масштаба переживания»,
«лечебной перспективы», музыкотерапии,
способствующих выработке адаптивных установок и
мобилизации собственной активности больных. Существенное место отводилось элементам
психогимнастики, двигательной терапии,
наиболее адекватным для решения задач эмоциональной и
моторной активации больных. С целью опосредованного воздействия на локальный дефект
использовались различные игровые методики и специальные приемы идеомоторной тренировки.
Большое значение приобретала семейная психотерапия разъяснительная работа с родственниками
больного с целью их ориентации на адекватное отношение к пациенту и его заболеванию, а также
обучение навыкам ухода за больными. Особенностью занятий по групповой психотерапии с больными,
перенесшими инсульт, является участие в них (помимо психотерапевтов) медицинских сестер. В
групповых дискуссиях (30-минутные занятия 5 раз в неделю) коррекции подвергаются неверные
представления пациентов о параличе, проблемы выздоровления и предупреждения повторных
инсультов. Перед выпиской психотерапевтические усилия направляются на то, чтобы снять тревогу и
избавить от тягостных мыслей, связанных с боязнью больных лишиться заботы, вселить уверенность в
скором улучшении состояния. В. М. Шкловский и др. (1981) указывают на эффективность групповой
психотерапии в системе реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы. Для
восстановления коммуникативной функции речи у больных с афазией проводилась логотерапия,
сочетающая логопедические и другие групповые формы работы: занятия с использованием методов
собственно групповой психотерапии; занятия по восстановлению речи растормаживающего и
стимулирующего характера, занятия с использованием дифференцированных методик, применяемых в
практике индивидуального обучения; занятия по восстановлению речи клубного типа и в процессе
|