важный метод лечения, из чего вытекает ответственность каждого члена группы за участие в общей
работе; методики, направленные главным образом на выявление взаимоотношений в группе, в этих
условиях малопродуктивны.
Началу групповой психотерапии предшествуют беседы с отдельными пациентами с целью
подготовки их к участию в работе группы и создания мотивации на этот чаще всего неизвестный им вид
психотерапии. Этому же служит и общая беседа с членами группы с элементами рациональной
психотерапии освещается роль психического фактора в происхождении, течении, излечении (или
компенсации) заболевания. С учетом обычного срока пребывания в санатории (24 дня) более
целесообразна работа в открытой психотерапевтической группе, состав которой частично обновляется
за счет вновь поступающих пациентов. Занятия проводятся ежедневно по полтора часа.
Из большого арсенала методов групповой психотерапии для санаторных условий целесообразно
отобрать те, которые позволяют с первых занятий заинтересовать, объединить пациентов, повысить их
эмпатический потенциал, а также дают возможность получить материал для самопознания и развития
групповой дискуссии.
Это прежде всего психогимнастика, проективный рисунок,
методика
разыгрывания ролевых ситуаций и др. Уместно также использовать, в особенности для фокусирования
внимания на отдельных, более трудных пациентах, такие приемы, как «психотерапевтическое зеркало»,
«коррекция масштаба переживания», «лечебная перспектива», конструктивный спор.
В отличие от техники проведения групповой психотерапии в отделениях неврозов при работе в
санаторно-курортных условиях в большей мере планируется содержание каждого последующего занятия,
а также предполагается более активная позиция психотерапевта. При разумном сохранении принципа
свободного, ничем не ограничиваемого выражения своих эмоций, отношений и установок удается
уменьшить напряженность в группе с первых же занятий, в результате чего деятельность группы
приобретает более целенаправленный характер.
Работа группы строится с учетом биографической, тематической и интеракционной ориентации
занятий. Выбор методики каждого занятия определяется конкретной ситуацией в группе (уровнем ее
развития, степенью сплоченности и взаимопонимания). На первых занятиях целесообразнее
использовать невербальные методы; с них можно начинать и последующие занятия, переходя к
дискуссии и постепенно увеличивая время ее проведения. Такие методики, как психогимнастика и
другие невербальные приемы, способствуют сплочению группы, установлению эмоционального
взаимопонимания, стимулируют заинтересованное, направленное общение.
В санаторных условиях в процессе групповой психотерапии шире могут использоваться
музыкотерапия, библиотерапия.
С музыкотерапии в рецептивном ее варианте может начинаться
занятие («музыкальная разминка»): в этом случае в течение 5-7 минут прослушивается музыкальное
произведение с последующим переходом к обычной работе. Это значительно повышает эмпатический
потенциал как отдельных участников, так и всей группы в целом.
Особенностью работы группы в санаторно-курортных условиях, по мнению Н. К. Липгарт и др.
(1980), является также необходимость оценки терапевтического эффекта каждого занятия, для чего
используются как субъективный отчет больных, так и наблюдения лечащего врача.
Наконец, важнейшим условием успеха групповой психотерапии в санаторной практике являются
высокая профессиональная подготовка психотерапевта, его опыт, тактичность, наблюдательность,
скорость реагирования на события в группе, умение быстро и точно их интерпретировать. Принято
высоко оценивать профессиональные возможности психотерапевтов, работающих в курортных
условиях, их владение методами гипноза,
аутогенной тренировки и др. Нет сомнений и в их
способности эффективно использовать также методы групповой психотерапии, позволяющей решать не
только чисто лечебные задачи, но и вопросы психогигиены и психопрофилактики на курортах.
ПСИХОТЕРАПИЯ В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ. Среди достижений современной медицины
трансплантология обеспечила себе прочное место в повседневной практике (Коркина М. В., Цивилько
М. А., 1980; Laurinaitis
E., 1983; Rose H.-K., 1999). В связи со стационированием по витальным
показаниям у пациентов часто наблюдается эмоциональная шоковая реакция, которая
феноменологически знакома специалистам как ступорозное состояние при страхе. На стадии
интенсивной терапии возникает реактивная депрессия. Тесно связано с этим чувство внутренней
угрозы, которое охватывает больного и влияет на его мыслительные и эмоциональные процессы.
|