П. у. п. С. проводится в виде нескольких бесед (чаще 8-10, по 1-3 раза в неделю), содержанием
которых становятся увлечения подростка. В ходе бесед, протекающих в атмосфере «спокойной
заинтересованности», все более углубленно обсуждаются прошлые, настоящие и будущие увлечения
подростка, при этом психотерапевт предлагает темы обсуждения и варианты «полезных» увлечений,
способствует все большей активности подростка в беседах. На заключительных этапах психотерапии
составляется план реализации намеченных увлечений.
По мнению автора, эффективность метода обусловлена тем, что при последовательном
обсуждении возможных увлечений у подростков формируется неудовлетворенность своей жизнью и
увлечениями и возникает желание совершенствоваться.
П. у. п. С. может быть отнесена к когнитивно-поведенческой психотерапии и способствует
адаптации подростков-психопатов.
ПСИХОТЕРАПИЯ У ПОДРОСТКОВ. Комплекс психотерапевтических и педагогических
мероприятий, направленных прежде всего на предотвращение десоциализации подростка, под которой
понимают различные нарушения поведения (токсикоманическое, избегание контактов, суицидальное),
на повышение самооценки, изменение неадекватного уровня притязаний, устранение искаженного
образа «Я», создание широкой временной перспективы (Кондрашенко В. Т., 1988; Эйдемиллер Э. Г.,
Кулаков С. А., 1990; Попов Ю. В., 1994).
В подростковом возрасте на ослабленную часто с детства центральную нервную систему
неблагоприятно влияют неправильное семейное воспитание и стрессовые факторы внешней среды, в
результате чего обостряется тенденция личности к примитивной психологической защите,
выражающейся нередко в реакциях активного и пассивного протеста.
Наиболее трудными для общения подростков являются следующие области:
1) интимность: знакомство с людьми, особенно противоположного пола, общение с людьми;
2) уверенность: умение постоять за свои права;
3) пребывание в центре внимания: выступление перед публикой, разговор, интервью;
4) адекватное поведение в незнакомой или неформальной обстановке;
5) страх провала или отвержения, связанный с понижением или нарушением самооценки;
6) столкновение со стрессом, агрессией и др.
В беседе с пациентом необходимо выяснить наличие наиболее часто встречающихся в
подростковом возрасте противоречий и конфликтов между:
стилем воспитания и реальными потребностями подростка;
выполнением всех работ за ребенка с детства и требованием от него самостоятельности в
подростковом возрасте;
требованием взрослыми уважения к себе и отказом в этом подростку;
постоянными упреками, подозрениями в неблаговидных поступках как проявлением проекции
родителями собственных нежелательных качеств на подростка и отсутствием реальной помощи ему;
использованием любого проступка как предлога для конфликта вместо обсуждения;
несоответствием уровня притязаний подростка его реальным возможностям.
Выделяется ряд факторов, способствующих деформации мотивационной сферы и вследствие
этого десоциализации подростка:
сфера жизни, в которой сложились конфликтные отношения (семья, школа, среда
неформального общения);
условия микросреды, способствующие десоциализации подростка (неправильное семейное
воспитание в виде эмоционального отвержения, потворствующей или доминирующей гиперпротекции,
личностные психологические проблемы родителей, проблемы отношений в учебном коллективе,
социометрическое положение «звезды» или «козла отпущения» и т. д.);
индивидуальные особенности личности подростка, предрасполагающие к появлению
девиаций поведения (отставание в интеллектуальном развитии, психический инфантилизм,
акцентуация характера);
мотивационные конфликты (содержание их см. выше);
мотивы отклоняющегося поведения (реакции протеста на требования микросоциального
окружения, эгоцентрическая тенденция привлекать к себе внимание через симптом или поведение);
|