целевые установки отклоняющегося поведения, проявляющиеся в виде определенных
социальных ролей (роль организатора, лица, использующего ситуацию в своих интересах);
специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (невротизация,
депрессия, тревога, подавление эмоций, агрессия). Постоянные отрицательные эмоции со стороны
значимого для подростка окружения являются сильным раздражителем, подавляющим способность
адекватно реагировать в реальной ситуации, формирующим низкую самооценку и ведущим к
инфантилизации личности.
О низкой самооценке могут свидетельствовать: частые самокритичные высказывания типа «Я
никогда не выучу этот предмет...», негативные ожидания в отношении соперничества: «Зачем
волноваться? У меня все равно нет шансов»; критическое отношение к успехам других: «Он тупой,
просто ему повезло»; нежелание признавать свою оплошность или вину: «Я не виноват, что...»;
склонность подчеркивать недостатки других: «Его не любят за то, что он выскочка»; неспособность
принять похвалу: «Вы на самом деле думаете по-другому»; отрицательное отношение к школе и
учителям: низкая мотивация, отказ от попыток добиться чего-либо самому; плохая социальная
адаптация, застенчивость и повышенная чувствительность к критике, особенно со стороны взрослого;
неспособность некоторых молодых людей заводить друзей и поддерживать дружеские связи.
Успех психотерапевтической работы зависит от осознания подростком того, какие из его
отношений вступили в противоречие, от возвращения ему эмоционального благополучия, оказания
эмоциональной поддержки,
качественного изменения уровня притязаний в соответствии с его
реальными возможностями, повышения его самооценки, устранения искаженного восприятия образа
«Я».
Многие из названных проблем лучше решаются в процессе групповой психотерапии.
Однако
некоторые пациенты категорически отказываются от работы в психотерапевтической группе,
и тогда
следует обратиться к методам индивидуальной психотерапии, помогающей пациенту приобрести навыки
поведения в проблемных ситуациях. Одним из таких методов является когнитивно-поведенческая
психотерапия. При работе с подростками этот метод включает в себя:
1) ориентацию: попросить подростка понаблюдать, в каких обстоятельствах возникает та или
иная проблема, а также принять проблему как часть «повзросления» и составную часть жизни;
2) определение и формулирование проблемы, постановку конкретных целей;
3) генерализацию альтернатив: что можно сделать в этой ситуации?
4) принятие решений, выбор наиболее понравившегося решения (подросток, страдающий
фобией, может избавиться от нее этим методом, если составит собственный сценарий);
5) разучивание самоутверждений. Для подростка, страдающего фобией, это можно представить
следующим образом:
подготовка к ситуации, в которой возникает страх. Что ты должен делать? Ты можешь
придумать план для борьбы с ним? Просто посиди и подумай, что надо делать в этом случае. Это лучше,
чем если тебе станет страшно. Не волнуйся волнение никому не помогает;
конфронтация со стрессором. Не бойся ты можешь с ним встретиться. Ты можешь себя
заставить сделать это. Ты можешь устранить свой страх. Один шаг каждый день и ты с ним
справишься. Это тревога, как сказал доктор, и ты ее можешь чувствовать. Это напоминание для занятий
дыхательными упражнениями. Расслабься ты контролируешь себя. Дыши глубже ты абсолютно
спокоен;
взаимодействие с чувствами, переполняющими подростка. Когда появляется страх, просто
подожди. Сосредоточься на настоящем. Что тебе нужно сделать? Обозначь свой страх цифрами от 0 до
10 и подожди, пока он изменится. Тебе следует подождать, пока твой страх уменьшится. Не пытайся
устранить страх совсем просто сделай его управляемым;
подкрепляющие самоутверждения. Это помогает, делай это. Подожди, пока не скажешь
психотерапевту об этом. Это не так плохо, как ты ожидал. Это проклятые мысли вот в чем проблема.
Когда ты контролируешь их, страх уменьшается. Становится лучше раз от раза. Ты должен быть доволен
своими успехами. Ты добился их.
Нередко первой встрече с психотерапевтом предшествует длительное внутрисемейное
напряжение по поводу возникших отклонений в поведении. У родителей формируется своя концепция
|