болезни, возникают вопросы, требующие немедленного ответа. Первая встреча с врачом это и
первый этап лечения, что следует осознавать, поскольку от этого зависит успех всех дальнейших
психокоррекционных мероприятий.
Первый контакт с родителями может дать информацию о том, как подросток ведет себя в семье,
кто из членов семьи больше всего обеспокоен его поведением и какие изменения могут произойти у
членов семьи, если поведение подростка вдруг станет упорядоченным. Важно определить границы
между семейными подсистемами. Если родители включаются в конфликты между братьями и сестрами,
или подросток поддерживает одного из враждующих супругов, или бабушка объединяется с подростком
против родителей все это является фактором риска, поддерживает эмоциональное напряжение в
семье.
После проведения семейной диагностики можно решать, кого пригласить на следующую беседу и
каким способом попытаться гармонизировать имеющиеся нарушения.
Ведение беседы врачом преимущественно в диагностическом аспекте, схематизация, отсутствие
интереса к личности родителей или к ребенку вызывают недоверие со стороны пациентов. Если же
психотерапевт излишне настойчив в требовании ответов на свои вопросы, может возникнуть
сопротивление со стороны родителей. Основное правило при ведении беседы предоставить
возможность высказываться спонтанно, учитывая потребности родителей в данный момент. Родители,
которые сами обращаются за советом, делают со своей стороны все, что могут, в воспитании ребенка.
Исходя из собственного опыта у них складываются определенные представления о стиле воспитания.
Попытка открыто критиковать родителей, говорить о том, что именно их позиция поддерживает и
закрепляет девиантное поведение подростка, приводит к сопротивлению и потере контакта с ними.
Члены семьи на когнитивном уровне иногда могут согласиться с тем, что их супружеский конфликт
формирует симптом у ребенка, но на эмоциональном уровне эта информация не принимается. Более
эффективным может стать конфронтация с фактом. Например, мать без особых оснований запрещает 15-
летнему подростку заниматься каратэ. Задача психотерапевта показать, что неуважение к интересам
подростка приведет к реакции протеста, которая может выразиться в появлении навязчивых движений
и привести к потере эмоционального контакта с сыном.
Индивидуальная психотерапия с подростком состоит из взаимообусловливающих и
взаимодополняющих упражнений из различных психотерапевтических систем, использование которых
зависит от опыта и предпочтений подросткового психотерапевта. Но необходимо подчеркнуть ряд
принципов построения любой психотерапевтической программы, независимо от имеющейся у
подростка патологии:
1) обучение отдельным психологическим понятиям, необходимым для успешной социализации
(общение, характер, темперамент, личность, воля); психодиагностика (осуществляемая самим
психотерапевтом) и анализ основных психологических характеристик личности подростка;
2) блок «разминок» и психогимнастических упражнений, направленный на снятие
эмоциональных зажимов, свободное проявление эмоций, спонтанное поведение;
3) установление различного по степени сложности вида коммуникаций на эмоциональном,
поведенческом и когнитивном уровне с использованием игровых методов;
4) распознавание, анализ, моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых
ситуациях с использованием технических и дидактических средств;
5) обучение обратной связи через вербальные и невербальные упражнения;
6) проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в
конфликтных обстоятельствах во многих сферах социальной жизни;
7) анализ различных ситуаций и обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;
8) упражнения на развитие когнитивных структур, логики мышления;
9) домашние задания на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду, освоение
ряда психотехнических приемов (оперантная программа).
Исходя из этого могут быть сформулированы основные принципы работы подросткового
психотерапевта:
1) принятие подростка таким, какой он есть;
2) использование на протяжении всего курса положительного подкрепления и выявление
|