позитивных сторон личности подростка;
3) работа с подростком в ролевой позиции «взрослыйвзрослый»;
4) вступление в контакт с подростками через свойственные им способы общения речь,
мимику, жесты;
5) эталонное поведение (умение воспроизводить любые упражнения и игры, быть образцом
мужского и женского поведения в группе в зависимости от своего пола);
6) обобщение происходящего на занятии;
7) поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;
8) использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной
активности.
См. также Групповая психотерапия подростков.
ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО
ШАПИРО. Предложена американским психотерапевтом Шапиро (Shapiro F.) в 1987 г. Первоначально
этот метод назывался техникой «десенсибилизации с помощью движения глаз». Однако сам
технический прием движения глаз является лишь одним из возможных внешних раздражителей,
используемых для активизации системы переработки информации у пациента и достижения
психотерапевтического эффекта. Уже первый опыт применения этой техники показал, что она должна
включать как десенсибилизацию, так и когнитивное переструктурирование воспоминаний и личных
отношений. Это обстоятельство привело к новому, настоящему названию данного
психотерапевтического метода «Десенсибилизация и переработка движениями глаз» (ДПДГ).
Придерживаясь в основном бихевиористской ориентации, автор предложила общую
теоретическую модель ускоренной переработки информации, на основе которой действует
психотерапевтическая техника ДПДГ. Эта модель рассматривает большинство патологических
состояний как следствие предшествовавшего жизненного опыта, создающего устойчивый паттерн
аффекта, поведения, самопредставления и соответствующей структуры личностной идентичности.
Патологическая структура коренится в статической, недостаточно переработанной информации,
откладывающейся в памяти во время травматического события. Модель рассматривается автором как
нейрофизиологическая гипотеза. Согласно модели ускоренной переработки информации, существует
естественная физиологическая система, предназначенная для преобразования беспокоящих впечатлений
с целью их адаптивного разрешения, и эта система ориентирована на достижение психологической
интеграции и физического здоровья. Эмоциональная травма может нарушить работу системы
переработки информации, поэтому информация будет сохраняться в форме, обусловленной
травматическим переживанием, и может, например, привести к появлению выраженных симптомов
посттравматического синдрома. Автор высказывает гипотезу, что движения глаз (могут быть и другие
альтернативные раздражители), используемые при ДПДГ, запускают психологический процесс,
активизирующий информационно-перерабатывающую систему. Во время процедуры ДПДГ, когда
пациенту предлагается вызвать травматическое воспоминание, психотерапевт устанавливает связь
между сознанием и участком мозга, в котором хранится информация о травме. Движения глаз
активируют информационно-перерабатывающую систему и восстанавливают ее равновесие. С каждой
новой серией движений глаз травматическая информация перемещается, причем ускоренным образом,
дальше по соответствующим нейрофизиологическим путям, пока не достигается положительное
разрешение этой информации. Одно из ключевых предположений в ДПДГ состоит в том, что
активизация переработки травматических воспоминаний будет естественным образом направлять эти
воспоминания к адаптивной информации, необходимой для положительного разрешения. Тем самым
модели ускоренной переработки информации свойственна идея о психологическом самоисцелении. В
целом же представление об активизации адаптивного информационно-перерабатывающего механизма
является центральным в ДПДГ-психотерапии и принципиально важным в применении этой техники к
разнообразным психическим расстройствам.
Информационно-перерабатывающая система пациента может быть активирована с помощью
направляемых движений глаз либо с помощью альтернативных стимулов, таких как постукивание по
руке или звуковые раздражители. Автором предлагается несколько видов движений глаз, которые могут
быть использованы при ДПДГ-психотерапии. Задача психотерапевта определить тип движений глаз,
|