группы суппортивной (поддерживающей) психотерапии, клубы бывших пациентов, осуществляются
периодические консультации, планируются и проводятся курсы повторного лечения. Для целей
реабилитации привлекается медицинский (клинический) психолог, который осуществляет
психологическое консультирование, работу с семьей пациента и различные виды тренинга.
Социальный работник (специалист по социальной работе) по поручению врача-психотерапевта
проводит социально-реабилитационные мероприятия (терапию средой, терапию занятостью, решение
социальных вопросов и др.).
Разделу психопрофилактики, включающей меры по предупреждению психических расстройств и
их хронизации, врачами-психотерапевтами уделяется, к сожалению, еще недостаточно внимания.
Вследствие недооценки этого важного аспекта психотерапевтической работы они не планируются в
психотерапевтических учреждениях и на них не выделяется необходимое время. В то же время опыт
работы ряда региональных психотерапевтических учреждений страны свидетельствует о высокой
эффективности использования психологических и психотерапевтических методов при осуществлении
мероприятий первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.
Можно выделить несколько направлений психопрофилактической деятельности
психотерапевтических учреждений.
Это первичная психопрофилактика применительно к здоровым людям: работа со средствами
массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и достижений психотерапии и
клинической (медицинской) психологии, формированию современного имиджа психотерапевтических
учреждений; встречи врачей-психотерапевтов, медицинских (клинических) психологов и специалистов
по социальной работе с населением, лекции и беседы на предприятиях и в медицинских учреждениях,
издание популярной тематической литературы. Важным направлением деятельности
психотерапевтических учреждений по первичной профилактике пограничных психических расстройств
является активная методическая и практическая работа с врачами других специальностей по обучению
их основам психотерапии, контакты с лечебно-профилактическими учреждениями, позволяющие
своевременно выявлять больных неврозами и другими пограничными психическими расстройствами,
которые обращаются в общесоматические поликлиники. По данным литературы, из числа обратившихся
за помощью в территориальные поликлиники от 20 до 60% пациентов страдают пограничными
расстройствами или нуждаются в консультации психотерапевта. Важной стороной сотрудничества
врача-психотерапевта с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений, чаще всего
там, где располагается психотерапевтическое подразделение, является проведение
психопрофилактических мероприятий с самими медицинскими работниками с целью повышения их
психологической компетенции, предотвращения конфликтов с пациентами и их родственниками, а
также с целью профилактики профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном
контакте с пациентами при оказании им профессиональной помощи (так называемого синдрома
«эмоционального сгорания»).
Необходимо создание в психотерапевтических учреждениях условий для обращения за
психологической помощью и психотерапией здоровых лиц с психологическими проблемами, реакциями
дезадаптации. Для этой цели в психотерапевтическом кабинете могут создаваться группы личностного
роста, семинары и тренинга, развивающие практические и коммуникативные умения. Привлечение
здоровых людей благотворно влияет на имидж врача-психотерапевта и психотерапевтического
кабинета, снижает «порог обращаемости» населения на территории обслуживания, что в конечном счете
увеличивает вероятность ранней обращаемости больных.
В настоящее время не существует обязательных нормативов времени врачебного амбулаторного
приема в лечебно-профилактических учреждениях. Существующая практика, однако, показывает, что
затраты труда врачей-психотерапевтов могут измеряться тремя основными способами.
1. На основе количества посещений пациентов (нормативный вариант). При этом учитывается
время приема одного пациента, составляется план приема на функцию врачебной должности.
2. В качестве единицы учета труда используется условный законченный случай, оцениваемый с
учетом разработанных медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп
(технологический вариант). Это более сложный вариант планирования объема психотерапевтической
помощи, предполагающий проведение специальных методических разработок, учитывающих специфику
|