себе оно осознается) или 2) как человеческого чувства, «опредмеченной потребности», т. е. не просто
«приятное (или неприятное) переживание», а «переживание по поводу чего-то». Именно в этом
заключается решение проблемы единства интеллектуальной и аффективной сфер личности в
нахождении «личностного смысла», который обеспечивает истинную сознательность выполняемой
деятельности.
С учетом отмеченных выше неосознаваемых каналов связи «личностьсреда» следует признать,
что они являются не такими уж неосознаваемыми. Неосознаваемые явления надо исследовать в
единстве с осознаваемыми, но не до конца ясны генезис неосознаваемых явлений в поведении
человека, структура и взаимосвязи этого «сознательно неосознаваемого» единства. Только осмыслив
становление и соотношение того и другого в деятельности, можно говорить об их роли в процессе
обучения.
Хотя притязания С. на «новое направление в педагогике» могут показаться несколько
преждевременными, экспериментальные приемы, найденные в ее творческом поиске, заслуживают
внимания, а полученные результаты должны быть интерпретированы в теории поэтапного
формирования новых умственных действий и понятий, для того чтобы приблизиться к общей
психологической теории обучения.
СУПЕРВИЗИЯ. Один из методов подготовки и повышения квалификации в области
психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально
подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть,
осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное
поведение. С. направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний,
навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности
психотерапевта. В процессе С. психотерапевт получает возможность рефлексировать и интегрировать
свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные
психотерапевтические ситуации для совершенствования своей психотерапевтической работы. В ходе С.
психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и
являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и
непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями,
навыками, умениями и опытом.
С. осуществляется супервизором
специально подготовленным психотерапевтом, который
наблюдает за ходом психотерапевтического занятия, а затем обсуждает с супервизируемым
определенные аспекты психотерапевтического процесса. Супервизор может присутствовать на занятии,
но обычно он располагается за специальным экраном либо использует для анализа и последующего
обсуждения подробную запись психотерапевтического занятия, сделанную сразу по его окончании
супервизируемым, а также аудио- и видеозаписи.
С. не является учебным процессом в собственном смысле слова или формой организации
обучения и тренинга, где опытный психотерапевт выступает в роли посредника при научении методам
и приемам. Такая направленность С. не соответствует ее принципиальным целям и может возникнуть
лишь тогда, когда супервизируемый явно недостаточно подготовлен и теоретически, и практически. В
этом случае С. может превратиться, по сути дела, в семинарское занятие. В процессе С.
взаимоотношения между супервизором и супервизируемым носят иной характер, чем в процессе
обучения между обучающимся и его более опытным коллегой: в последнем случае прямые директивные
указания и вмешательства играют более существенную роль, чем в С.
С. также не решает задачи психотерапии самого обучающегося психотерапевта. Многие авторы
полагают, что личностные проблемы супервизируемого, касающиеся его частной жизни, не являются
сферой С. или являются только в той степени, в какой влияют непосредственно на его
профессиональную деятельность. Переработка этих проблем в ходе С. допустима только в том случае,
если они тесно переплетены с профессиональной деятельностью супервизируемого. С. отличается по
своим подходам от балинтовских групп,
где основное внимание сосредоточено на взаимоотношениях
«врачпациент». С. не является способом контроля за профессиональной деятельностью
психотерапевта, а представляет собой обучение посредством консультирования. Материалом для
консультирования в процессе С. являются главным образом: 1) проблемы самопонимания и
|