Navigation bar
  Print document Start Previous page
 689 of 825 
Next page End  

себе оно осознается) или 2) как человеческого чувства, «опредмеченной потребности», т. е. не просто
«приятное (или неприятное) переживание», а «переживание по поводу чего-то». Именно в этом
заключается решение проблемы единства интеллектуальной и аффективной сфер личности — в
нахождении «личностного смысла», который обеспечивает истинную сознательность выполняемой
деятельности.
С учетом отмеченных выше неосознаваемых каналов связи «личность—среда» следует признать,
что они являются не такими уж неосознаваемыми. Неосознаваемые явления надо исследовать в
единстве с осознаваемыми, но не до конца ясны генезис неосознаваемых явлений в поведении
человека, структура и взаимосвязи этого «сознательно неосознаваемого» единства. Только осмыслив
становление и соотношение того и другого в деятельности, можно говорить об их роли в процессе
обучения.
Хотя притязания С. на «новое направление в педагогике» могут показаться несколько
преждевременными, экспериментальные приемы, найденные в ее творческом поиске, заслуживают
внимания, а полученные результаты должны быть интерпретированы в теории поэтапного
формирования новых умственных действий и понятий, для того чтобы приблизиться к общей
психологической теории обучения.
СУПЕРВИЗИЯ. Один из методов подготовки и повышения квалификации в области
психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально
подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть,
осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное
поведение. С. направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний,
навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности
психотерапевта. В процессе С. психотерапевт получает возможность рефлексировать и интегрировать
свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные
психотерапевтические ситуации для совершенствования своей психотерапевтической работы. В ходе С.
психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и
являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и
непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями,
навыками, умениями и опытом.
С. осуществляется супервизором
специально подготовленным психотерапевтом, который
наблюдает за ходом психотерапевтического занятия, а затем обсуждает с супервизируемым
определенные аспекты психотерапевтического процесса. Супервизор может присутствовать на занятии,
но обычно он располагается за специальным экраном либо использует для анализа и последующего
обсуждения подробную запись психотерапевтического занятия, сделанную сразу по его окончании
супервизируемым, а также аудио- и видеозаписи.
С. не является учебным процессом в собственном смысле слова или формой организации
обучения и тренинга, где опытный психотерапевт выступает в роли посредника при научении методам
и приемам. Такая направленность С. не соответствует ее принципиальным целям и может возникнуть
лишь тогда, когда супервизируемый явно недостаточно подготовлен и теоретически, и практически. В
этом случае С. может превратиться, по сути дела, в семинарское занятие. В процессе С.
взаимоотношения между супервизором и супервизируемым носят иной характер, чем в процессе
обучения между обучающимся и его более опытным коллегой: в последнем случае прямые директивные
указания и вмешательства играют более существенную роль, чем в С.
С. также не решает задачи психотерапии самого обучающегося психотерапевта. Многие авторы
полагают, что личностные проблемы супервизируемого, касающиеся его частной жизни, не являются
сферой С. или являются только в той степени, в какой влияют непосредственно на его
профессиональную деятельность. Переработка этих проблем в ходе С. допустима только в том случае,
если они тесно переплетены с профессиональной деятельностью супервизируемого. С. отличается по
своим подходам от балинтовских групп,
где основное внимание сосредоточено на взаимоотношениях
«врач—пациент». С. не является способом контроля за профессиональной деятельностью
психотерапевта, а представляет собой обучение посредством консультирования. Материалом для
консультирования в процессе С. являются главным образом: 1) проблемы самопонимания и
Hosted by uCoz