самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их
влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности); 2)
теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические,
практические и личностные установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его
профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические
и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических
приемов; 3) взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками С.); 4) формальные и
организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в системе лечения,
взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами); 5) отношения с пациентом (проблемы
обособления, изоляции, зависимости, переноса, ряд других характерных для супервизируемого аспектов
его профессиональной деятельности).
С. может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная С.
предполагает работу с одним супервизируемым. Важным условием в индивидуальной С. является
высокая степень идентификации и непосредственная включенность супервизора в работу
супервизируемого. При этом, однако, существует опасность возникновения зависимости
супервизируемого от супервизора, что предъявляет к последнему определенные требования в плане
следования конкретным задачам С. как формы консультирования в целях обучения и, что особенно
нужно иметь в виду, при обсуждении более личных, глубинных проблем супервизируемого. Групповая
С. предполагает работу одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми (обычно
4-7 человек). Преимущество этой формы в том, что в группе представлен более широкий опыт
психотерапевтической практики, имеется обратная связь,
а это способствует развитию действенной
профессиональной идентичности. Положительно влияет на групповую форму С. совместимость личных
и профессиональных проблем ее участников с актуальной групповой ситуацией и групповой динамикой.
Вариантом групповой С. является работа в так называемых неструктурированных группах, в которых
супервизируемые попеременно выступают в роли супервизора. Такие взаимные консультации в кругу
коллег предполагают достаточный опыт практической работы и высокую степень самоконтроля ее
участников.
С. используется в процессе подготовки и повышения квалификации индивидуальных, групповых
и семейных психотерапевтов в различных психотерапевтических направлениях и школах.
СУПЕРВИЗОР. Специально подготовленный психотерапевт, осуществляющий супервизию.
Основная функция С. заключается в консультировании обучающегося психотерапевта, предоставлении
ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное
поведение. Содержание работы С. определяется пониманием супервизии как формы консультирования
и соответственно позиции С. как позиции консультанта, отличающейся от позиции учителя,
контролера. Важной проблемой для С. является проблема соблюдения дистанции с супервизируемым,
которая должна определяться исходя из задач супервизии. В ряде стран существует система подготовки
С. в специальных школах, а также система подготовки С. второго порядка (С. для С.)
СУППОРТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Часто описывается как особый вид поддерживающей
психоаналитической психотерапии,
хотя это понятие имеет более широкое значение психотерапия
различных направлений поддерживающего характера.
В отличие от других видов психоаналитической терапии, которые ориентированы на изменения,
С. п. стремится помочь пациенту восстановить его оптимальный уровень функционирования в
прошлом, принимая во внимание все ограничения, связанные с заболеванием, способностями,
биологическими данными и жизненными обстоятельствами (Ursano R. J. et al., 1991). С. п. предоставляет
поддержку и помощь личности такой, какая она есть. В этом случае отсутствует глубокий анализ
личностных проблем. С. п. часто носит вспомогательный характер, содействуя другому, основному
лечению.
Пациенты, с которыми проводится С. п., разделяются на 2 категории: 1) хорошо адаптированные
к жизни, но состояние здоровья которых пошатнулось из-за каких-то чрезвычайных жизненных
ситуаций; 2) страдающие серьезными психическими заболеваниями или имеющие хронические
проблемы в связи со значительным дефицитом в функционировании «Я». Совершенно здоровый
пациент может в какой-то момент пострадать от избытка нахлынувших чувств, но не утрачивает своих
|