транскультурные аспекты заболеваний (и относительность понятий, обозначающих
заболевание);
ответственность психотерапевта в растущем мультикультурном обществе (культурные
вопросы идентификации отдельных людей, последствия миграции);
развитие методов и подходов, эффективных в транскультурном обществе.
Транскультурные специалисты считают, что после окончания «холодной войны» основными
мировыми проблемами являются культурные и что различие между индивидуалистическими и
коллективными культурами может привести к расколу. Указывается также на недостаток «культурной
чувствительности», что требует учета культурных факторов при постановке диагноза (например, DSM-
III-R + IV). X. Пезешкиан отмечает (1998), что «мы сегодня, во времена мультикультурных обществ...
можем говорить о закате эры монокультурной психотерапии», поэтому «любая форма психотерапии
должна быть транскультурной». Б. С. Положий (1997) также утверждает, что «клиническая психиатрия
всегда представляет собой транскультурную психиатрию».
ТРАНСОВЫЕ МЕТОДЫ. Психотерапевтические приемы, использующие измененные
(расщепленные) состояния сознания (транс) в лечебных и/или профилактических целях.
Утилизироваться могут спонтанные трансовые состояния (самовнушение по Куэ), искусственно
вызванные самим индивидом (аутогенная тренировка, медитация) или наведенные психотерапевтом
(гипноз, эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование, методики визуализации), в том
числе и с помощью психоделических психофармакологических препаратов (наркопсихотерапия,
психоделическая психотерапия). Трансовые расщепленные состояния сознания могут целенаправленно
создаваться как подготовительный шаг для последующего психокоррекционного вмешательства (гипноз)
либо могут являться «сопутствующим продуктом» психотерапевтических приемов (приемы
визуализации, некоторые упражнения из гештальт-терапии).
Состояния транса повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые и
формируют новые условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее неосознаваемые) формы
познания мира и переработки информации. Возможности, открываемые трансовыми состояниями
сознания, могут использоваться для самопознания (медитация), самовнушения или лечебного внушения
психотерапевта, перепрограммирования, активизации саногенных ресурсов пациента. Известны
коллективные формы применения Т. м., но в последние десятилетия подчеркивается большая
эффективность их применения в индивидуальной психотерапии.
Т. м. показаны при невротических нарушениях, используются при лечении наркомании и
алкоголизма и с очень большой осторожностью при психотических расстройствах.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Психотерапевтический подход, возникший на
основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на
так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких, как «мистический опыт»,
«космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических
представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической
ориентации. Термины «трансперсональная психология» и «Т. п.» были предложены в 60-х гг. Грофом
(Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не
исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который
использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения
человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого
определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой
природы. Т. п. основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала
трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации
неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных
последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных
потенциалов.
Практически все варианты Т. п. включают 3 основных этапа: 1) обсуждение с пациентом
трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания
его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания
ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории; 2)
|