использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных
состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных
феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью
галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных
техник, различных приемов медитации,
визуализации абстрактных понятий. Этот этап является
основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и
реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов; 3) осознание проблем на
основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих
паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже во
взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через
осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической
психотерапии. Понятию «осознание» в Т. п. эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла
его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная
аналитическая интерпретация.
Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно
мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким
кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления
большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления,
либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений
(например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.
В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени
связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД
и ее аналогами с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт
использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной
психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так
называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического
алкоголизма и неврозов.
См. также Метод аффективной контратрибуции Гриненко и Крупицкого при лечении
алкоголизма.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ. Методика медитации, получившая название Т. м.,
была завезена в США индийским йогом Махариши Макеш Йоги и стала широко распространяться в этой
стране с 1961 г. Середина 60-х середина 70-х гг. период наибольшего интереса к Т. м.
Т. м. это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре.
Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в свое время возродившее
индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его и
вступившего на этот путь является объединение ума ищущего с бесконечным сознанием; на начальном
этапе освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий
человека.
Техника Т. м. это приемы концентрации внимания практика дхьяны. Методику Т. м.
отличает простота и относительная легкость выполнения. Для начинающего самое важное не
касаться интеллектуальной области вообще, не думать (Robbins I., Fisher D., 1972). Первичный курс
обучения Т. м. не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и
проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие дальше заниматься Т. м.
приходят для «посвящения», принося с собой определенный набор предметов. Фактически
«посвящение» является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и
обожествление гуру через приношения. Таким образом, ничего не подозревающий ученик входит в
индуистскую религиозную обрядность. В последующем Т. м. проводится регулярно 2 раза в день по 20
минут. Ученик медитирует, непрерывно повторяя мантру (санскритское слово или отдельные слоги
слова), давая уму полную свободу. Обычно ощущения и переживания учеников на первых порах
контролируются учителем. При проведении Т. м. рекомендуется избегать больших усилий в
концентрации внимания. При отвлечении от мантры ученику советуют мягко возвратить свой ум к
мантре, т. е. пассивная концентрация считается предпочтительнее активной.
|