Navigation bar
  Print document Start Previous page
 722 of 825 
Next page End  

использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных
состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных
феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью
галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных
техник, различных приемов медитации,
визуализации абстрактных понятий. Этот этап является
основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и
реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов; 3) осознание проблем на
основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих
паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже — во
взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через
осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической
психотерапии. Понятию «осознание» в Т. п. эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла
его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная
аналитическая интерпретация.
Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно
мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким
кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления
большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления,
либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений
(например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.
В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени
связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД
и ее аналогами — с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт
использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной
психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так
называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического
алкоголизма и неврозов.
См. также Метод аффективной контратрибуции Гриненко и Крупицкого при лечении
алкоголизма.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ. Методика медитации, получившая название Т. м.,
была завезена в США индийским йогом Махариши Макеш Йоги и стала широко распространяться в этой
стране с 1961 г. Середина 60-х — середина 70-х гг. — период наибольшего интереса к Т. м.
Т. м. — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре.
Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в свое время возродившее
индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его и
вступившего на этот путь является объединение ума ищущего с бесконечным сознанием; на начальном
этапе — освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий
человека.
Техника Т. м. — это приемы концентрации внимания — практика дхьяны. Методику Т. м.
отличает простота и относительная легкость выполнения. Для начинающего самое важное — не
касаться интеллектуальной области вообще, не думать (Robbins I., Fisher D., 1972). Первичный курс
обучения Т. м. не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и
проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие дальше заниматься Т. м.
приходят для «посвящения», принося с собой определенный набор предметов. Фактически
«посвящение» является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и
обожествление гуру через приношения. Таким образом, ничего не подозревающий ученик входит в
индуистскую религиозную обрядность. В последующем Т. м. проводится регулярно 2 раза в день по 20
минут. Ученик медитирует, непрерывно повторяя мантру (санскритское слово или отдельные слоги
слова), давая уму полную свободу. Обычно ощущения и переживания учеников на первых порах
контролируются учителем. При проведении Т. м. рекомендуется избегать больших усилий в
концентрации внимания. При отвлечении от мантры ученику советуют мягко возвратить свой ум к
мантре, т. е. пассивная концентрация считается предпочтительнее активной.
Hosted by uCoz