Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации,
достижение более тонких состояний мысли, пока она не достигнет своего источника, вот основные
этапы, которые проходит занимающийся Т. м. При последовательной тренировке ученик довольно
быстро выходит на особый уровень сознания состояние Т. м., которое описывается как состояние
полного удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем ставится цель
использовать Т. м. как средство управления чувствами, умом при сохранении активного образа жизни.
Достигается это путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.
Эффекты медитации у неовладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, поэтому
заниматься Т. м. следует регулярно. Достижение более высоких ступеней Т. м. (состояния космического
сознания, божественного сознания, состояния «единства») возможно лишь после нескольких лет
упражнений в Т. м. и требует использования более сложных приемов. В обычных публикациях по Т. м.
об этих приемах даются только отрывочные сведения.
После почти 10-летнего бума интерес к Т. м. стал резко снижаться. В значительной степени это
было связано с тем, что религиозными конфессиями был осознан небезразличный характер отношения к
ним Т. м. В 1978 г. Федеральный суд США вынес решение, согласно которому Т. м. является по своей
сути религиозным течением и поэтому не должна преподаваться в общественных учебных заведениях.
Т. м. используется в психотерапии как один из методов психической саморегуляции для снятия
тревоги и напряжения, для достижения большей личностной гармонии. Исследования Т. м. выявили
тенденцию к нормализации обмена веществ, снижению частоты дыхания, сердечного ритма и
артериального давления. В отличие от ряда других методов медитации, Т. м. сопровождается
релаксацией с преобладанием когнитивных, а не соматических эффектов, и тем самым показана при
симптомах когнитивной тревоги, например в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих
засыпание.
ТРЕНИНГ (от англ. train тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. это совокупность
психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков
самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и
профессиональных умений.
В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик,
базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует.
Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые
подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.
К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг
биологической обратной связи.
Данные методы направлены на развитие способности контроля и
управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение
психологического напряжения.
К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно
групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т.
Они проводятся в целях
формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для
людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим
и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких
технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки.
Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного
поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим
развитием оправдано применение термина «поведенческий Т.» как отражающего терапевтическую
направленность коммуникативной коррекции. Термин «социально-психологический Т.» более уместен
при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков.
Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два
компонента: ролевую игру и групповую дискуссию.
Социально-психологический Т. составляют блоки
различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при
вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического
аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др.
Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно
|