сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.
Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы
отбираются до начала занятий по следующим критериям:
1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;
2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;
3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.
В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов
не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до
18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная
ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики
малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление
новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей,
создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения
коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая
дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается
одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии
психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди.
В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов
группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о
завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с
психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте
требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т.,
психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны
обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т.
групповыми психотерапевтами.
К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие
различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон
личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов,
развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить
однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста это
собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый
современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной
методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической,
гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической
ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста
гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-
ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т.,
направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах
отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации
проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания,
осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с
языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из
подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е.
фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является
сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает
тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных),
национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.
Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в
первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является
эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы.
Это может быть, например, лабораторный Т.
для психотерапевтов, направленный на отработку
навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами
|