генерализация опыта попытка ввести новые формы поведения в реальную жизнь и применить их в
разнообразных ситуациях.
Этот метод (чаще групповой) используется до тех пор, пока пациент не достигнет
необходимого уровня уверенности.
Ранние формулировки теоретической основы тренинга включали либо подавление вызывающего
тревогу ответа, либо отсутствие навыка (Вольпе, Лазарус). Впоследствии исследования показали также
важность когнитивных факторов и факторов переработки информации в порождении неуверенного
поведения. Примером могут служить иррациональные убеждения, излишне строгие эталоны для
самооценки, ошибочные ожидания относительно последствий уверенного поведения.
Исследователи, работающие в данной области, в последнее время стали уделять внимание
различиям в чувстве уверенности у мужчин и женщин, генерализации уверенности после тренинга,
различению уверенности и агрессивности. В работах, сопоставлявших индивидуальные различия с
уверенностью, изучался уровень тревоги пациента и чувство вины по поводу уверенного поведения.
ТРЕНИНГ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ. Один из методов поведенческой психотерапии, близкий к
тренингу уверенности в себе. Возник на базе условно-рефлекторной терапии Сэлтера (Salter A.).
Автор предположил, что у индивидов, неуверенных в себе, заторможенность возникает в
процессе научения, когда их наказывают за нежелательное, неадаптивное поведение. Оценка сильных и
слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних стадиях развития группы.
Быть уверенным в себе значит уметь определять и выражать свои желания, потребности, любовь,
раздражение, критику. Пациенту предлагается: 1) составить подробный список социальных ситуаций,
при которых он испытывает страх или проявляет недостаточную уверенность в себе; 2) разработать
программу, в которой упражнения разделялись бы по степени трудности (хорошо бы составить
картотеку, чтобы ситуации были записаны на отдельных карточках); в дальнейшем наметить несколько
вариантов возможного разрешения ситуаций; 3) в каждой ситуации определить одну или несколько
альтернативных поведенческих реакций, которые отражают обдуманную уверенность в себе и с
помощью которых можно преодолеть страх; обсудить предложения с психотерапевтом; 4) упражняться в
новых способах поведения, которых ранее не было в поведенческом репертуаре и которые
прорабатываются мысленно; 5) повторять запланированные начинания в изменении поведения по
степени трудности, поделить роль с одним из партнеров или тренироваться перед зеркалом; реакции,
которые не возникали до сих пор, необходимо закрепить, прочувствовать, а затем перенести в
критическую ситуацию; 6) не застревать на определенном поведении; существует возможность
прореагировать агрессией в критической ситуации, несколько отличной от смоделированной; 7)
справляться с эпизодами страха или тревоги при социальных контактах (обучение релаксации, тренингу
самоинструкций); попросить партнера рассказывать о производимом впечатлении, особое внимание
обращать на невербальное поведение; 8) сознательно просматривать отдельные ситуации из плана,
постоянно упражняться на практике; не приступать к другой ситуации, пока не приобретен навык в
разрешении предыдущей; 9) постоянно закреплять успех через повторение.
Т. с. разделяется на 2 ступени: первая охватывает работу в среде (просьба-требование, отказ при
столкновении со сложными ситуациями на улице, в магазине и т.д.); вторая умение защищать себя
(уверенное «да», «нет» авторитетному лицу, отстаивание собственной точки зрения, критика своего
начальника). Заключительный этап тренинга обучение защите от агрессии других. Группы Т. с.
связаны с иными психокоррекционными группами. Уверенное поведение ведет к повышению
самооценки, уверенные ответы составляют один из вариантов коммуникации, который помогает
участникам в достижении «взрослого» поведения и самоактуализации.
Используется Т. с. для лечения больных неврозами, тормозимыми психопатиями и подростков с
различными нарушениями поведения.
ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ. Одна из форм группового динамического тренинга. Термин
«сенситивность» в данном контексте понимается как способность предсказывать мысли, чувства и
поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать
социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого
прогнозировать их поведение и деятельность.
Смит (Smith H., 1973) выделяет 4 вида сенситивности: наблюдательская сенситивность
|