(способность наблюдать, т. е. видеть и слышать другого человека и запоминать при этом, как он
выглядел и что говорил), теоретическая сенситивность (способность применять различные теории для
интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей), номотетическая
сенситивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и
использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе),
идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие данного человека).
Термин Т. с. используется в литературе достаточно широко и может обозначать разнообразные
виды группового тренинга. Так, Рудестам (Rudestam K., 1982) рассматривает Т. с. как разновидность Т-
групп, имеющую своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей
человека и усиления чувства самоидентичности. С точки зрения Рудестама, Т-группы различаются
между собой по целевому назначению: одни из них ориентированы на развитие умений,
способствующих повышению эффективности организационной деятельности, другие на
формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Для
групп сенситивности улучшение группового функционирования и развитие личностных умений
являются вторичными по отношению к общему развитию личности. Однако и в таком коллективе
сохраняется контекст понимания группового процесса, что является отличительной чертой всех типов
Т-групп. Роджерс (Rogers С. R.) считал термин Т. с. более общим по отношению к термину «Т-группы».
Выделяя 2 основные формы групповой работы (Т.с. и группы организационного развития), он относил к
«Т. с.» Т-группы и группы встреч.
Некоторые авторы относят к Т. с. также и так называемые группы
организационного развития, отмечая при этом, что группы могут различаться в зависимости от того, что
является целью работы и находится в центре внимания организационные структуры или
индивидуальное развитие. В рамках такого подхода Т. с. может быть ориентирован, например, на
конфликты между служащими и руководителями, на поиск путей их разрешения для снижения
напряжения и отчужденности и повышения продуктивности совместного труда. В таких группах целью
является тренинг эффективной групповой деятельности в противоположность авторитарному
управлению, а также замена фасадного ролевого поведения открытостью и искренностью.
В качестве основной задачи Т. с. большинство авторов рассматривают и совершенствование
способности человека понимать других людей. Л. А. Петровская (1982), анализируя зарубежную
литературу, указывает, что обычно выделяют два уровня целей: непосредственные и метацели, или цели
более высокого уровня. К последним относят: 1) формирование у индивида духа исследования,
готовности экспериментировать со своей ролью; 2) развитие аутентичности в межличностных
отношениях; 3) расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях); 4) выработка
способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере, и пр. К
непосредственным целям относят: рост самосознания участников, связанный с получением сведений о
том, как другие воспринимают поведение каждого; обострение чувствительности к групповому
процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда
коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие
эмпатии):
понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование группы;
развитие диагностических умений в межличностной сфере; развитие умений успешно вмешиваться во
внутригрупповые и межгрупповые ситуации; обучение тому, как учиться.
Ю. Н. Емельянов (1985) выделяет следующие задачи Т. с.:
1) повышение уровня самопонимания и понимания других;
2) чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры;
3) развитие ряда поведенческих навыков.
Иногда в качестве основной цели выделяют обучение и тренинг возможностей, усиливающих
социальную компетенцию.
В самом общем виде цели Т. с. могут быть определены как обострение чувствительности к
групповым процессам, к собственной личности и другим людям. Повышение восприимчивости к
групповым процессам, к собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и
чужим ролям, позициям и установкам, воспитание открытости, искренности и спонтанности
осуществляется при Т. с. за счет использования межличностного взаимодействия и межличностных
взаимоотношений, анализа группового процесса, таких феноменов, как групповые цели и нормы, роли,
|