групповая структура, проблемы руководства и лидерства, групповые конфликты и групповое
напряжение и т. д. В этом отношении Т. с. имеет много общего с групповой психотерапией, однако в
отличие от нее практически полностью ориентирован на ситуацию «здесь и теперь», исследование
группового процесса, того, как человек действует в коллективе, в чем состоит его влияние на других и
как можно улучшить то, что он делает.
Т. с. находит широкое применение в подготовке специалистов в области психотерапии, в
частности при обучении групповых психотерапевтов. Использование этой формы тренинга позволяет
развивать у будущих врачей чувствительность к групповому процессу, способность к его более
адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать
отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании
анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной
личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. При подготовке
психотерапевтов Т. с. может быть направлен как на решение отдельных задач (например, только на
повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и
адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей,
предоставляемых данной формой тренинга.
ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА. Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной
ориентации или групповая психотерапия.
Состав Т. г., особенность происходящих в ней процессов,
цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев
выделения отдельных теоретических категорий.
В современной теории Т. г. сосуществуют различные подходы, исторически развивавшиеся по
нескольким направлениям. Можно указать три основных.
Первое и самое раннее связано с опытом проведения психотерапии с группой пациентов. Это
полумагические опыты Месмера (Mesmer F. А., 1734-1815), который проводил процедуру «передачи
лечебных флюидов» группе пациентов, страдающих различными соматическими и психическими
заболеваниями. Более осознанное использование групповых эффектов для усиления воздействия
индивидуальной психотерапии приписывается в современной литературе Пратту (Pratt J.), бостонскому
врачу, работавшему в 30-е гг. XX в. Практика группового психоанализа была использована учеником
Фрейда (Freud S.) Адлером (Adler А.) и последователями Уэндером (Wender L.), Шильдером (Schilder P.) и
Барроу (Burrow Т.). Последний ввел термин «групповой анализ». Морено (Moreno J. L.) в 1932 г.
термином «групповая психотерапия» назвал групповую работу пациентов, проходящих
психодраматическую терапию. Позднее подобный подход использовали и психотерапевты других
направлений, в частности Перлс (Perls F. S.), работая с гештальт-группами.
К эмпирическим попыткам психотерапевтов применять групповые формы проведения
психотерапии присоединились психологи, занимавшиеся проблемами социальной психологии, что
можно рассматривать в качестве второго направления в развитии Т. г. Приоритет в изучении
специфических процессов взаимодействия участников групп в современной литературе отдается
Левину (Lewin K.), разработавшему «теорию поля». Левин и его сотрудники сосредоточили внимание на
изучении поведения малых групп. Под малой группой в социальной психологии понимается такая
относительно небольшая группа, участники которой находятся в непосредственном личном общении и
взаимодействии. С этого момента понятие Т. г. прямо связано с понятием «малая группа». С
некоторыми оговорками можно считать, что практически любой вариант групповой работы,
предполагающий интеракционное взаимодействие участников, будь то социально-психологический
тренинг или групповая психотерапия, проводится именно в малых группах. С точки зрения социальной
психологии, малая группа для таких целей уникальный объект. С одной стороны, она включает
разных людей и тем самым расширяет возможности использования технологий, развивающих
способности межличностного взаимодействия (группа как модель микросоциума), с другой такая
группа вполне управляема. В силу ее «промежуточного положения» в ней сосуществуют процессы
диадного взаимодействия и почти все значимые эффекты социального плана. Впоследствии веским
аргументом в пользу большей эффективности групповых занятий в психотерапии по сравнению с
индивидуальными стало открытие того факта, что практически все социальные воздействия на
конкретную личность опосредуются малыми группами, в которые данная личность включена. Это
|