поведения самоутверждения. В дальнейшем осуществляется закрепление их в более сложных условиях.
В этом тренинге использовались следующие приемы:
1) вербальное информирование и инструктирование, позитивное одобрение поведения
самоутверждения;
2) поведенческие упражнения различной степени трудности; поэтапное выполнение пациентом
упражнений для усвоения навыков прямого выражения своих чувств, желаний;
3) принятие новой философии жизни философии активного отношения к ней;
4) закрепление новых стереотипов поведения вне терапевтического кабинета.
Другой известный представитель поведенческой психотерапии, Лазарус (Lazarus
А. А.),
рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии, направленной на себя, в
агрессию, направленную на других, но в социально приемлемой форме, приобретение пациентом
«социальной компетентности». Достижение последней, с его точки зрения, состоит в умении выражать
свои желания, требования, просьбы, в способности сказать «нет», внешне проявлять в поведении
позитивные и негативные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать беседу, не поступаясь своими
интересами.
Таким образом, тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости
от теоретических установок авторов. Однако эти различные подходы объединяет несколько общих
аспектов, прорабатываемых всеми ими.
1. Концепция «Я». Негативная концепция «Я», сложившаяся в онтогенезе, часто предопределяет
неудачный результат действия (эффект ожиданий по Бандуре (Bandura А., 1977)). Поэтому тренинг
самоутверждения обязательно должен включать когнитивную перестройку. Пациенту следует научиться
распознавать автоматические мысли (типа «Это у меня не получится», «Это мне не удастся» и др.),
самопрограммирующие его, и заменить их на позитивные. В некоторых случаях возможен этап усвоения
когниций, девальвирующих значимость неудачных действий. Изменение когнитивного компонента
самооценки требует и изменения оценки реакции окружающих на поведение пациента, приобретения
способности дистанцироваться от ситуации действия.
2. Социальная компетентность включает повышение способности к социальной дискриминации,
приобретение большей гибкости в понимании контекста действия, расширение репертуара
поведенческих реакций. Достижение социальной компетентности осуществляется с помощью
увеличения числа вариантов восприятия ситуации, при этом особое внимание обращается на первые
действия в ситуации (выбор первого шага).
3. Работа по торможению страха строится на разрушении стереотипа избегания опасной
ситуации и выработке активного поведения преодоления.
Поскольку тренинг самоутверждения связан со взаимодействием, то он осуществляется, как
правило, в группе. При проведении тренинга нужно исходить из принципа достижения максимально
эффективного стереотипа.
_Ф_
ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Это этапы группового процесса,
характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и
выполняющие различные функции.
Специфический фазный характер процесса групповой психотерапии, который обнаруживается на
уровне как общегрупповых переменных, так и индивидуально-психологических показателей, признается
психотерапевтами-практиками и исследователями групповой психотерапии. Существование различной
периодизации группового процесса определяется разными теоретическими ориентациями, схемами
наблюдения и параметрами, исследование которых послужило основанием для выделения
определенных Ф. р. п. г. Однако на описательном уровне у большинства авторов обнаруживается
больше сходства, чем различий, что позволяет говорить об относительно едином понимании процесса
групповой психотерапии.
Первая Ф. р. п. г. представляет собой период образования группы как таковой и совпадает с
|